Монастырь и церковь Санта Мария делле Грацие / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Монастырь и церковь Санта Мария делле Грацие

Название:
Местонахождение: Милан (Италия)
Создание: средокрестие и хор с 1492 г.
Стиль: Ренессанс
Архитектор(ы): Донато Браманте

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

В 1492 году Браманте приступает к перестройке миланской церкви Санта-Мария делле Грацие.

Эта работа может оцениваться как попытка мастера найти новые формы и средства в архитектуре.

В основе церковь имеет правильную крестообразную форму с явно выраженным центрально-осевым решением. Браманте в этой церкви принадлежит лишь идея общего пространственного осуществления (лично им построены только хоры, огибающие купол снаружи, а также основная часть здания без купольных надстроек, включая полукруглые абсиды).

Общий архитектурный прием заключается в ступенчатом расположении отдельных частей сооружения, постепенное наращивание которых еще сильнее выявляет купол, служащий композиционным центром всего здания.

Это доминирование купола над основными массами сооружения уже само по себе является новым и необычайно важным акцентом.

Церковь Санта-Мария делле Грацие далека от спокойных, замкнутых в себе церковных сооружений раннего Ренессанса: в ней сказывается стремление сочетаться с окружающим пространством. Однако многое в ней родственно церкви Сан-Себастьяно в Мантуе, построенной по проекту Альберти.

В декоративных элементах церкви чувствуется стиль зодчего. Здесь уже нет и намека на какое-либо подражание античным образцам. Нетронутая гладь стены окончательно изжита: она вся покрыта орнаментацией, способствующей увязке воедино основных композиционных масс.

Следует обратить внимание на оформление Браманте внутренности церкви, особенно на капеллу делла Крокиера, представляющую собой нишу и являющуюся как бы дальнейшим развитием типа римской экседры. Введением круглых окон, огибающих архивольт, кессонированием сферической поверхности и прочими элементами усиливался декоративный эффект.

Церковь Санта-Мария делле Грацие еще не является произведением высокого Ренессанса, но она ценна как определенный этап творческой эволюции Браманте на пути к более совершенным произведениям.

Одновременно с возведением самой церкви Браманте построил при ней трапезную, в которой впоследствии Леонардо да Винчи написал «Тайную Вечерю».

Строительство церкви Санта-Мария делле Грацие явилось как бы прологом к римским сооружениям Браманте; ее величественность отчасти подготавливает нас к восприятию позднейших грандиозных ансамблей мастера.

Из работ Браманте миланского периода отметим также следующие: галереи в Санто-Амброзио и двор в монастыре Санта-Мария делле Грацие.

Сама идея замкнутого двора, окаймленного со всех сторон лоджиями и галереями, была характерна еще для раннего Ренессанса, но здесь она получила принципиально новое архитектурное решение. Внутренние дворы флорентийских палаццо были холодны и мрачны. Они казались глубокими колодцами, доступ света в них был весьма ограничен.

Дворы же Браманте приветливы, просторны, наполнены солнцем и воздухом. Отсутствуют резкие световые контрасты. Тональные нюансы здесь несравненно нежней.

Эта особенность, весьма характерная для зодчего, получила еще более определенное выражение в его позднейших римских сооружениях (в том числе стоит вспомнить дворы Ватикана).

Деятельность Браманте в Милане совпадает с правлением покровительствовавшего ему герцога Лодовико Моро. Работу архитектора в этот период следует рассматривать как подготовительный этап к творчеству его в Риме.

В 1499 году, после падения Моро, Браманте переезжает в Рим и поступает на службу к папе Александру VI Борджа.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва