Базилика Палладио в Виченце / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Базилика Палладио в Виченце

Название: La Basilica Palladiana (it), Basilica Palladiana (en)
Другие названия: Базилика Палладио
Местонахождение: Венеция (Италия)
Создание: 1549 г.
Стиль: Классицизм, Палладианство
Архитектор(ы): Андреа Палладио

Архитектура базилики Палладио

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Одним из первых архитектурных произведений Палладио является Базилика в Виченце. На это сооружение объявили конкурс, и первенство было признано за Палладио, приступившим к осуществлению проекта в 1549 году.

Архитектор спроектировал двухъярусную галерею вокруг дворца, построенного веком раньше, и вслед за древними римлянами назвал все это сооружение базиликой. «Древние римляне строили свои базилики для того, чтобы люди и зимой и летом имели место, где собираться и с удобством обсуждать свои тяжбы и дела», — писал Палладио.

Работа эта создала Палладио репутацию талантливого мастера. В сооружении галереи довольно определенно сказались те черты, которые стали характерными для всего последующего творчества Палладио. Часто высказывается мнение, что архитектурный облик Базилики напоминает библиотеку Сан-Марко, построенную Сансовино. Действительно, архитектурно-конструктивная схема фасада Базилики имеет много общего с постройкой Сансовино, но сходство это более внешнего порядка. Архитектурное решение, которое избрал Палладио, вызвано стремлением согласовать ширину аркад с делениями купола, окружаемого этими галереями. Архитектурные формы Базилики Палладио, по сравнению с библиотекой Сан-Марко, изящнее и легче; вся она более прозрачна, воздушна. Декоративных мотивов в ней несравненно меньше, причем они ограничиваются классическими темами. Антаблементы Сансовино сильно развил, Палладио же выявляет их чрезвычайно слабо; стена у него не отяжелена, рельеф ее имеет поверхностный характер; оба этажа выполнены почти тождественно. Основная разница заключается в ордерах: в то время как низ имеет дорический ордер, верхний этаж — ионический. Нельзя не отметить при этом само исполнение арок: их импост поддерживается колоннами меньших размеров, чем главные, но того же самого ордера. Этот мотив характерен для Палладио и часто встречается в его работах. Круглые окошки, остроумно введенные около арок, еще более облегчают стену и одновременно повторяют мотив круглых же проемов в стене, поддерживающих купол здания.

Характерно, что в крайних арках подобных окошек нет. Причина в том, что Палладио хотел усилить крайние участки стены, выделяющиеся на фоне неба, придав большую жесткость углам сооружения. Этим же объясняется, по-видимому, и то, что на углах поставлены парные колонны, а маленькие импостовые колонки сближены с большими. Средства, к которым прибегает зодчий, показывают, что Палладио стремился следовать античным мастерам, использовавшим те утонченные приемы, при помощи которых они преодолевали оптические иллюзии.

Все архитектурные элементы Базилики в Виченце проверены Палладио под углом соответствия их древним образцам: ни одна деталь не выходит за пределы, установленные римской архитектурой.

В отличие от других сооружений Палладио, здание облицовано мрамором, в то время как большинство его построек выполнены в кирпиче и снаружи оштукатурены.

    Источники:

  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва