Палаццо Кьерикати / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Палаццо Кьерикати

Название:
Местонахождение: Виченца (Италия)
Создание: 1550 - 1557 гг. (закончен после смерти Палладио в 1680 г.)
Стиль: Классицизм, Палладианство
Архитектор(ы): Андреа Палладио
Основатель/Заказчик: Валерио Кьерикати

Доступ: сейчас в палаццо Кьерикати помещается городская картинная галлерея Виченцы www.museicivicivicenza.it/it/mcp/

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Прежде всего, стоит отметить оригинальность фасада и планировки палаццо Кьерикати. Обильно примененные лоджии — как на наружных фасадах, так и во дворе здания — составляют здесь основу архитектурного приема. Если Сансовино, отказавшись от арок, использовал двухъярусную колоннаду с прямыми архитравами для внутренних дворов (например, двор университета в Падуе), то Палладио перенес этот мотив на фасад. Ордер выступает на первый план; рустованная стена теряет свое значение, фасадная же плоскость организуется исключительно испытанными античными средствами — колонны и антаблементы занимают господствующее положение.

Триглифы и метопы, модульоны, капители, прорисованные по всем правилам витрувианских канонов, вступают здесь в борьбу с почти барочными элементами. Композиция Палладио не суха и не однообразна. В ней проявлено много пластического чутья и вкуса. Однако в ней нет и следа величественности брамантовских и сангалловских дворцов. Палаццо Кьерикати скорее интимен, лиричен мягкостью и ясной простотой своего архитектурного облика. Здание не замкнуто, не казенно, как позднеримское палаццо, а, напротив, открыто и приветливо. Палладио сумел в данном случае в классические архитектурные формы влить освежающую струю жизнерадостности.

Заметим, что в данном случае Палладио применил и не чисто античные средства: например, надоконные дугообразные фронтончики с сидящими на них парными человеческими фигурами, напоминающими мотив Микеланджело на гробницах Медичи (фигуры Утра, Вечера, Дня и Ночи). Сходство, само собой разумеется, чисто внешнего порядка, но оно симптоматично, ибо показывает, что и сам Палладио допускал некоторые отклонения от классических архитектурных деталей.

Пла палаццо Кьерикати строго симмеричен, разбивка помещений проста — все они имеют прямоугольные очертания. Двор развит весьма незначительно; его форма вытянута.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • "Четыре книги об архитектуре" Андреа Палладио Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры 1938 г., Москва