Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане

Название: Chiesa di Santa Maria presso San Satiro (it), Santa Maria presso San Satiro (Saint Mary near Saint Satyrus) (en)
Местонахождение: Милан (Италия)
Создание: с 1478 г.
Стиль: Ренессанс
Архитектор(ы): Донато Браманте

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Первое крупное произведение Браманте — Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане.

Основной композиционный замысел этой постройки не принадлежит Браманте: работа его сводилась к перестройке и переоформлению здания, сооруженного в IX веке. Здесь в первую очередь должно быть отмечено явно выраженное влияние на архитектора раннего флорентийского Ренессанса. Оно сказывается, главным образом, в наружном решении купольной части, которая является как бы дальнейшей проработкой купола капеллы Пацци. Все основные конструктивно-архитектурные элементы купола бесспорно заимствованы у Брунеллески; отличие лишь в декоративной проработке: введен усложненный карниз, применены пилястры. Сам барабан выявлен более определенно — увеличен его удельный вес в композиции.

Внутри купол представляет кессонированную сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Этот прием заимствован у римского Пантеона, что указывает на интерес, который уже тогда проявлял Браманте к римской античности.

Авторство Браманте в отношении внутреннего архитектурного оформления всей остальной части сооружения находится под большим сомнением. Твердо установлено лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви. Усложненный рельеф примененных здесь орнаментов может быть рассматриваем как прообраз декоративных мотивов барокко.

Чрезвычайно любопытна примыкающая к церкви капелла делла Пиета. Это небольшая, круглая в плане, часовенка с резко выявленной вертикальной осью, на которую как бы нанизаны входящие в композицию архитектурные элементы. Сооружение ее свидетельствует о влечении Браманте к центральноосевым, симметричным композициям. В общем же архитектура капеллы оригинальна и свежа по замыслу.

Также представляет интерес и восьмиугольная сакристия этой церкви. Внутреннее оформление ее дает представление о декоративной манере Браманте. При сравнении работы Браманте с аналогичной сакристией Церкви Санто-Спирито, которую спроектировал Кронака, легко убедиться в разнице между ними: вместо простоты и гладких стенных поверхностей сакристии Кронака, архитектурная обработка сакристии Браманте представляет собой богатую скульптурную декорацию с широко использованными барельефами, а также сильно выдающимися пилястрами и карнизами.

В основу архитектурного приема сакристии Браманте положен принцип древнехристианского баптистерия, замкнутость же архитектурного облика и высоко расположенные световые проемы сближают ее с раннефлорентийскими постройками.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва