Капелла Пацци
Архитектура капеллы
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами спустя два десятка лет после его смерти.
Капелла Пацци послужила отправной точкой для всего церковного зодчества Возрождения, благодаря тем новым идеям, которые были в ней заложены. Этой работой Брунеллески окончательно порвал с приемами решения церковных сооружений, унаследованными от готики.
Этим приемом он добился максимальной насыщенности самой пространственной организации, причем общая конфигурация плана послужила прообразом для более поздних церквей с центрально-купольной системой. Прием этот был по тем временам совершенно новый.
Вместо мистически настраивающего готического храма с его колеблющимися, неясными, расплывчатыми очертаниями, причудливо-туманными вертикально устремленными формами, с крайне ограниченным количеством света, Брунеллески удалось создать церковное здание совершенно противоположного порядка, восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам греческих храмов.
Капелла Пацци отнюдь не вызывает у посетителя экзальтически восторженного настроения. Наоборот, она пробуждает уравновешенное, спокойно-созерцательное состояние, человек обретает в ней чувство индивидуальной свободы, осознания собственной значимости.
В архитектурном отношении бросается в глаза последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, а также чувство меры в отношении декоративного оформления.
Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.
Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.
Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.
Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.
Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.
Автор капеллы сумел гармонично сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.
В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.
Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.
Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами.
Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.
Каковы же были источники и как ими пользовался Брунеллески при создании капеллы Пацци?
Византийское зодчество, конечно, не могло не отразиться на архитектуре городов-государств Италии, с которыми Византия поддерживала торговую и культурную связь. Брунеллески не мог не воспринять от Византии ряд технико-конструктивных приемов, но подверг их архитектурной переработке.
Элементы архитектурного оформления конструктивного и декоративного порядка, заимствованные Брунеллески в Риме, также получили переоценку в его творчестве. И это творчество, давшее в итоге прекрасно пространственно решенные сооружения нового типа, было абсолютно самостоятельным.
- Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва