Собор святого Павла в Лондоне
Функционировал c 1697 г.
В живописи
История создания
Средневековый собор святого Павла (Старый собор) сгорел во время Большого пожара, случившегося в Лондоне в 1666 году. Проект нового собора, предложенный архитектором Кристофером Реном, предусматривал центрическую композицию с планом в виде равноконечного греческого креста без нефов и боковых пределов; венчать собор должен был 8-граный купол.
Однако этот план был отвергнуть соборным капитулом, который однозначно высказался за планировку в форме вытянутого латинского креста, типичного для готических построек.
Рен изменил проект, сохранил идею барочной церкви с господствующей центральной ротондой. Новое здание было построено на месте Старого собора. Незаурядный математик и искусный зодчий, Рен создал купол очень необычной формы и конструкции. По новизне решения он соперничает с куполами собора Св. Петра в Риме и собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Собор св. Павла вносит торжественность в облик лондонского Сити и по праву считается величайшим памятником английской архитектуры XVII века.
Собор св. Павла строили в течении 35 лет. Это был первый собор, законченный под руководством одного архитектора и при его жизни.
«Трудно понять, почему современные зодчие так много говорят о геометрии, которая как раз и есть самая существенная часть архитектуры».
Кристофер Рен
Собор св. Павла в фактах
- Купол. Купол собора – тройной. Снаружи видна только внешняя свинцовая оболочка – она лежит на деревянном каркасе. И этот каркас, и многотонный фонарь опираются на кирпичный конус, мягкой полусферой перекрывающий внутреннее пространство.
- Внешний купол. Свинцовое покрытие внешнего купола лежит на легком деревянном каркасе (диаметром 30,8 метров). Величественный купол возвышается на вытянутом вверх барабане и по высоте уступает лишь куполу собора Св. Петра в Риме.
- Высокий барабан. Возведенный Реном купол поднят на очень высокий барабан. Эта конструкция и создает запоминающийся силуэт собора.
- Классический силуэт. В проект купола часто вносились изменения. В результате увенчанный шпилем готический силуэт был заменен формой к классическом стиле, которая и завершила монументальную композицию.
- Световой фонарь. Фонарь весом 836 тонн опирается на кирпичный конус купола. Архитектурная форма фонаря повторена в двух башнях-колокольнях.
- Верхние окна. Прямой свет попадает в собор сквозь высокие окна барабана, а косвенное освещение проникает через круглые окна фонаря и отверстие в вершине внутреннего купола.
- Главное средокрестие. Здесь проходят церковные службы и совершаются важные государственные церемонии. Тщательный расчет конструкции средокрестия позволил равномерно распределять давление купола: значительная нагрузка была перенесена на пилоны, между которыми расположены капеллы и лестницы.
- Боковые фасады. За высокими декоративными стенами боковых фасадов скрыты контрфорсы, которые поддерживают стены вытянутого в длину нефа. Рен тщательно просчитывая пропорции фасадов, сопоставляя их с общим объемом собора, чтобы объединить все части в одно целое.
- Башни. Башни, несомненно, не соответствуют стилю портика и купола, однако, благодаря искусству Рена органично вписываются в облик собора.
- Западный фасад. Главная ось, идущая с востока на запад, сдвинута относительно оси Старого собора таким образом, что во время пасхального богослужения рассветные лучи солнца освещают алтарь, символизируя воскресение Христа.
- Колонны. Спаренные колонны портика сменяются двойными пилястрами башен, зрительно соединяя центральную и боковую части храма.
- Фронтон. Фронтон, закрывающий проем между скатами крыши, — типичный прием классической архитектуры. Мастера барокко использовали его как внешнее, чисто декоративное украшение, маскирующее утилитарное назначение строительных конструкций.
- Рельефы на фронтоне. На фронтоне портика изображена сцена обращения св. Павла в христианство после того, как ему было видение на пути в Дамаск.
- Св. Павел. Верхняя часть фасада украшена статуями. Над центральным портиком – фигура св. Павла, по сторонам от нее изображения св. Иоанна и св. Петра.
- Всеобщая История Искусств, том четвертый. Искусство 17 - 18 веков стран Европы, Америки “ИСКУССТВО”, Москва, 1963