Святилище Исе
Оба святилища (Найку и Гэку) строят заново каждые 20 лет, в точности следуя древнему образцу. В работе участвуют одновременно три поколения мастеров: старшие наблюдает, среднее строит, а младшее учится. Периодичность реконструкции 20 лет
Загрузить чертежи:
Почитаемый как национальная святыня, комплекс синтоистских храмов Исе-дзингу находится на берегу залива Исе на юге острова Хонсю. Он состоит из двух храмов-святилищ, расположенных неподалеку друг от друга. Императорское (внутреннее) святилище Найку посвящено богине солнца Аматэрасу-Омиками, которая считается прародительницей императорского рода. Внешнее святилище Гэку посвящено богине злаков и обильного урожая Тоеукэ-Омиками. Каждое из них – ансамбль из нескольких зданий, окруженный 4 рядами деревянных оград. Посреди располагается собственно святилище (седэн), скрытое от посторонних глаз; к нему примыкают служебные постройки. Начиная с 690 года каждые 20 лет оба храма-святилища сооружают заново на соседней площадке, а старые здания сносят. В строительстве участвуют несколько поколений мастеров. Передав друг другу бесценный опыт, строители достигли высочайшего мастерства в обработке дерева. Передавая друг другу бесценный опыт, строители достигли высочайшего мастерства в обработке дерева. Святилище Исе – образец гармоничного сочетания тонкой проработки деталей и благородной простоты, столь ценимых в Японии.
Изысканностью, внешней простотой и одухотворенностью храм Исе воплощает основные идеи японского зодчества, подобно тому как Парфенон служит образцом европейской архитектуры.
Архитектура святилища Исе
- Тиги. Взметнувшиеся вверх завершения стропил, или тиги, венчают силуэт здания. Появление этих конструктивных элементов в древности связано с особым способом крепления деталей в японской деревянной архитектуре. Со временем они превратились в символ дворца или храма. В ходе регулярных перестроек святилища тиги становились все более декоративными.
- Металлические навершия. Металлические навершия на концах поперечных бревен предохраняют их сердцевину от губительного воздействия сырости.
- Бревна конька. В глубокой древности поперечные бревна (канцоги) использовались для добавочной нагрузки на кровлю. Теперь это скорее декоративный элемент – символ храма. Конек опирается на два кипарисовых столба, расположенных по центральной оси храма, а крыша покрыта прессованной корой кипарисового дерева. Считается, что храм принял свой окончательный облик к VI веку.
- Ряды ограждения. Четыре ряда ограждений скрывают внутреннее и внешнее святилища от посторонних взглядов. В обрядах разрешено участвовать только священнослужителям и членам императорской семьи. Поклонения духам (ками) всегда совершалось в уединенных местах, на священных горах и в лесах.
- Сокровищницы. В западной сокровищнице хранятся императорские регалии, а в восточной – шелковые ткани и бумага. Оба этих сооружения располагаются по бокам главного святилища – седэна, места, где, как считалось, обитает божество – прародительница императорского рода.
- Декоративное убранство. В древности на дверях не было металлических накладок – они появились в ходе реконструкции здания. Цветные шары, укрепленные на столбиках веранды, — свидетельство китайского влияния, проникшего в Японию вместе с буддизмом в VI веке.
- Колонны. Несущие колонны храма заглублены в землю. При обновлении храма центральный столб, имеющий особую духовную значимость, остается на месте до тех пор, пока не приходит время поставить его в новом сооружении.
- Святилище. В святилище происходит вступление на трон нового императора. Церемония окружена глубочайшей тайной – никто, кроме самого императора, не имеет право входить туда.
- Сруб на столбах. Центральная часть храма опирается на столбы наподобие древнего амбара для хранения риса. Крестьяне поднимали сруб амбара над землей для защиты от сырости и грызунов.
- Седэн. Перед входом в главное святилище – седэн – возведен навес, покрытый 2-скатной крышей. Размеры седэна – 10,8 х 5,4 метра.
- Дощатые стены. Стены обшиты деревянными досками, концы которых закреплены в отверстия на столбах каркаса. Здание храма окружено крытой верандой.