Куба. Мифология и искусство каменщиков
Энрике Капабланка
Большинство каменщиков, кузнецов, плотников и других ремесленников, приехавших на Кубу из Испании в 1902-1930-х годах, были главным образом выходцами из Каталонии. Они привезли с собой ее традиционный стиль и методы строительства. Трудно переоценить их вклад в развитие ар нуво на Кубе. Поначалу даже название этого художественного направления было каталонским — «модернисмо», и только по прошествии нескольких десятилетий его вытеснило привычное ар нуво.
И хотя каталонское влияние было определяющим, молодые кубинские строители и архитекторы, жадно читавшие иностранные художественные журналы, тоже были в курсе основных течений ар нуво. Однако удаленность от центров цивилизации мешала восприятию нового стиля, на который здесь наложились черты и свойства местной архитектуры.
Правда, многие здания, фасады которых перегружены лепниной с изображением цветов, относили к ар нуво только потому, что не вполне понимали смысл этого художественного направления. В действительности же большинство из них представляют эклектику новой эстетики и декаданства, причем довольно удачную. Но вскоре художники освоили приемы ар нуво, и на улицах Гаваны и других больших городов стали появляться здания, выполненные в этом стиле. Чаще все это были особняки, поскольку новая архитектура казалась чересчур легкомысленной для общественных зданий молодой республики.
Конечно, на Кубе ар нуво многим обязано французским, бельгийским, итальянским и каталонским образцам, но имеет и свои особенности. Новая европейская мода была быстро усвоена, поскольку оказалась близка национальной кубинской традиции. Арки сложной конфигурации, динамика кривых линий, использование цветного стекла и изразцов, изысканные узоры решеток — все это было всегда характерно для кубинской архитектуры.
Кубинский модерн, как и его европейские варианты, представлял собой смешение самых разных эпох.
Здесь во многих зданиях соединяются по-новому использованные элементы различных исторических стилей, таких, как, например, готика и мудехар. Еще одна особенность — применение в лепном декорте растительных орнаментов, человеческих фигур и изображений животных, составляющих целую мифологию, что особенно характерно для Гаваны.
Однако своей популярностью на Кубе ар нуво обязано не архитекторам, а ремесленникам. Именно они, перенимая новые принципы, способствовали распространению стиля модерн по всему острову.
Причем строители-подрядчики так преуспели в его популяризации, что он стал считаться искусством каменщиков, а не художников, чем-то второсортным. В 20-е годы искусствоведы писали о модерне, пренебрежительно называя его декадантским и нарочитым, и архитекторы, заботясь о своей профессиональной репутации, совсем отказались от него. Даже те из них, кто в свое время внес значительный вклад в развитие кубинского модерна, вернулись к более классическим и традиционным формам.