Куба. Мифология и искусство каменщиков / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Куба. Мифология и искусство каменщиков

Энрике Капабланка

Парадный вход в Музей фармокопеи, старая Гавана, начало XX века

Большинство каменщиков, кузнецов, плотников и других ремесленников, приехавших на Кубу из Испании в 1902-1930-х годах, были главным образом выходцами из Каталонии. Они привезли с собой ее традиционный стиль и методы строительства. Трудно переоценить их вклад в развитие ар нуво на Кубе. Поначалу даже название этого художественного направления было каталонским — «модернисмо», и только по прошествии нескольких десятилетий его вытеснило привычное ар нуво.

И хотя каталонское влияние было определяющим, молодые кубинские строители и архитекторы, жадно читавшие иностранные художественные журналы, тоже были в курсе основных течений ар нуво. Однако удаленность от центров цивилизации мешала восприятию нового стиля, на который здесь наложились черты и свойства местной архитектуры.
Правда, многие здания, фасады которых перегружены лепниной с изображением цветов, относили к ар нуво только потому, что не вполне понимали смысл этого художественного направления. В действительности же большинство из них представляют эклектику новой эстетики и декаданства, причем довольно удачную. Но вскоре художники освоили приемы ар нуво, и на улицах Гаваны и других больших городов стали появляться здания, выполненные в этом стиле. Чаще все это были особняки, поскольку новая архитектура казалась чересчур легкомысленной для общественных зданий молодой республики.

Конечно, на Кубе ар нуво многим обязано французским, бельгийским, итальянским и каталонским образцам, но имеет и свои особенности. Новая европейская мода была быстро усвоена, поскольку оказалась близка национальной кубинской традиции. Арки сложной конфигурации, динамика кривых линий, использование цветного стекла и изразцов, изысканные узоры решеток — все это было всегда характерно для кубинской архитектуры.

Образец колониальной архитектуры, послужившей одним из источников вдохновения для кубинских модернистов

Кубинский модерн, как и его европейские варианты, представлял собой смешение самых разных эпох.
Здесь во многих зданиях соединяются по-новому использованные элементы различных исторических стилей, таких, как, например, готика и мудехар. Еще одна особенность — применение в лепном декорте растительных орнаментов, человеческих фигур и изображений животных, составляющих целую мифологию, что особенно характерно для Гаваны.
Однако своей популярностью на Кубе ар нуво обязано не архитекторам, а ремесленникам. Именно они, перенимая новые принципы, способствовали распространению стиля модерн по всему острову.

Фрагмент фасада штаб-квартиры общества "Золотой жезл" в центре Гаваны

Причем строители-подрядчики так преуспели в его популяризации, что он стал считаться искусством каменщиков, а не художников, чем-то второсортным. В 20-е годы искусствоведы писали о модерне, пренебрежительно называя его декадантским и нарочитым, и архитекторы, заботясь о своей профессиональной репутации, совсем отказались от него. Даже те из них, кто в свое время внес значительный вклад в развитие кубинского модерна, вернулись к более классическим и традиционным формам.

История стиля модерн. Ар нуво. Сецессион. Югендстиль, etc…

  1. Универсальная эстетика ар нуво
  2. Апофеоз фантазии
  3. Египет. От Гора до «Аиды»
  4. Бельгия. Дом как единое произведение искусства
  5. Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
  6. Россия. «Северное возрождение»
  7. Испания. Барселонское модернисмо
  8. Куба. Мифология и искусство каменщиков
  9. Аргентина. Эстетическая революция