Аргентина. Эстетическая революция
Хорхе Гасанео
На рубеже XIX и XX веков изобразительный язык ар нуво завоевал многочисленных последователей как у представителей молодой латиноамериканской интеллигенции, получившей образование в Париже, Брюсселе, Берлине и Барселоне, так и в среде процветающего среднего класса, часто посещавшего эти и другие города Европы.
Из всех южноамериканских стран Аргентина оказалась наиболее восприимчивой к зарождающемуся течению. Произведения в стиле модерн были благосклонно приняты элитой, состоявшей из городских и сельских землевладельцев, банкиров и коммерсантов. Среди них были отпрыски семей, обосновавшихся в стране еще в конце XVIII века, но в большинстве своем это были представители более поздней эмиграции, принадлежавшие к состоятельному классу. Многим из них предстояло стать ведущими реформаторами политики, экономики и искусства.
Прогрессивное, демократически настроенное общество испытывало острую потребность в преобразованиях. В конце XIX века Аргентина приняла большую волну эмигрантов из Европы и превратилась в место средоточения крупного иностранного капитала. Начался железнодорожный бум, реализовывались крупные проекты по мелиорации, возовдились многочисленные жилые кварталы для представителей среднего класса, участвовавшего в управлении государством, занятого коммерцией, промышленностью и банковским делом.
На авансцену выходило новое поколение, чьи политические взгляды были гораздо более прогрессивны и ориентированы на внешний мир, чем у старых креольских семей, потомков испанских колонизаторов, с большим трудом создавших республику.
Общество тепло встречало переселенцев и предпринимателей, особенно в портовых районах Буэнос-Айреса, Росарио и Баия Бланка, и к концу XIX века первоначальный облик этих городов изменился до неузнаваемости, а их колониальное прошлое было начисто забыто. Буэнос-Айрес стал городом банкиров и финансистов, государственных и правительственных учреждений. Здесь-то и нашел благодатную почву стиль модерн.
Сейчас ученые утверждают, что распространение ар нуво было составной частью широкого интеллектуального течения в аргентинском обществе в конце XIX века. По словам одного историка, «когда приблизительно к 1885 году одна часть прогрессивной молодежи бросилась в социализм и политику, другая включилась в борьбу за обновление искусства». И подобно тому, как Аргентинская социалистическая партия была связана с Бельгийской рабочей партией, так брюссельская группа «Libre esthetique» имела отношение к журналу «L’art moderne», и оба играли важную роль в распространении аргентинского модерна. В Буэнос-Айресе в библиотеке архитектурного факультета университета сохранилась подборка европейской периодики, включающей такие журналы, как «The Studio», «Art et decoration», «La revue des arts decoratifs», а это говорит о том, что приверженцы нового стиля были хорошо информированы и поддерживали тесные контакты с европейскими единомышленниками.
Аргентинские архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства широко импортировали строительные материалы и всевозможные изделия из Европы, главным образом из Финляндии и Бельгии. Это были мебельные гарнитуры архитектора Гюстава Серрюрье-Бови, зеркала, цветное стекло, бронза и слоновая кость, которые поставляли фирмы Лалик и Галле, и металлические конструкции с заводов Эйфеля. Архитекторы учились организации пространства у европейских мастеров, применявших новые технические достижения промышленной революции. Они возводили здания, наполненные светом и воздухом, поскольку использование металлических конструкций позволяло отказаться от множества опорных стен. Новые материалы, такие, как майолика и цветное стекло, открывали невиданное до тех пор многообразие декоративных возможностей. Архитектура модерна вдохновляла и радовала глаз, особенно выигрывала она по сравнению с монотонной тяжеловесностью викторианского стиля и французского ампира с их пастельными тонами. К сожалению, сегодня эти интерьеры сильно пострадали из-за позднейших переделок или вообще не сохранились.
Но эстетическое влияние ар нуво в Латинской Америке было недолгим. Оно явилось как бы запоздалой реакцией на новый образ жизни и исчезло после первой мировой войны.