Аргентина. Эстетическая революция / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Аргентина. Эстетическая революция

Хорхе Гасанео

Подъезд дома 29 по авеню Рапп в Париже, построенного по проекту архитектора Жюля Лавирота (1901). Авторы внешнего декора - Ларриве и Биго

На рубеже XIX и XX веков изобразительный язык ар нуво завоевал многочисленных последователей как у представителей молодой латиноамериканской интеллигенции, получившей образование в Париже, Брюсселе, Берлине и Барселоне, так и в среде процветающего среднего класса, часто посещавшего эти и другие города Европы.
Из всех южноамериканских стран Аргентина оказалась наиболее восприимчивой к зарождающемуся течению. Произведения в стиле модерн были благосклонно приняты элитой, состоявшей из городских и сельских землевладельцев, банкиров и коммерсантов. Среди них были отпрыски семей, обосновавшихся в стране еще в конце XVIII века, но в большинстве своем это были представители более поздней эмиграции, принадлежавшие к состоятельному классу. Многим из них предстояло стать ведущими реформаторами политики, экономики и искусства.
Прогрессивное, демократически настроенное общество испытывало острую потребность в преобразованиях. В конце XIX века Аргентина приняла большую волну эмигрантов из Европы и превратилась в место средоточения крупного иностранного капитала. Начался железнодорожный бум, реализовывались крупные проекты по мелиорации, возовдились многочисленные жилые кварталы для представителей среднего класса, участвовавшего в управлении государством, занятого коммерцией, промышленностью и банковским делом.

На авансцену выходило новое поколение, чьи политические взгляды были гораздо более прогрессивны и ориентированы на внешний мир, чем у старых креольских семей, потомков испанских колонизаторов, с большим трудом создавших республику.

Общество тепло встречало переселенцев и предпринимателей, особенно в портовых районах Буэнос-Айреса, Росарио и Баия Бланка, и к концу XIX века первоначальный облик этих городов изменился до неузнаваемости, а их колониальное прошлое было начисто забыто. Буэнос-Айрес стал городом банкиров и финансистов, государственных и правительственных учреждений. Здесь-то и нашел благодатную почву стиль модерн.

Сейчас ученые утверждают, что распространение ар нуво было составной частью широкого интеллектуального течения в аргентинском обществе в конце XIX века. По словам одного историка, «когда приблизительно к 1885 году одна часть прогрессивной молодежи бросилась в социализм и политику, другая включилась в борьбу за обновление искусства». И подобно тому, как Аргентинская социалистическая партия была связана с Бельгийской рабочей партией, так брюссельская группа «Libre esthetique» имела отношение к журналу «L’art moderne», и оба играли важную роль в распространении аргентинского модерна. В Буэнос-Айресе в библиотеке архитектурного факультета университета сохранилась подборка европейской периодики, включающей такие журналы, как «The Studio», «Art et decoration», «La revue des arts decoratifs», а это говорит о том, что приверженцы нового стиля были хорошо информированы и поддерживали тесные контакты с европейскими единомышленниками.

Аргентинские архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства широко импортировали строительные материалы и всевозможные изделия из Европы, главным образом из Финляндии и Бельгии. Это были мебельные гарнитуры архитектора Гюстава Серрюрье-Бови, зеркала, цветное стекло, бронза и слоновая кость, которые поставляли фирмы Лалик и Галле, и металлические конструкции с заводов Эйфеля. Архитекторы учились организации пространства у европейских мастеров, применявших новые технические достижения промышленной революции. Они возводили здания, наполненные светом и воздухом, поскольку использование металлических конструкций позволяло отказаться от множества опорных стен. Новые материалы, такие, как майолика и цветное стекло, открывали невиданное до тех пор многообразие декоративных возможностей. Архитектура модерна вдохновляла и радовала глаз, особенно выигрывала она по сравнению с монотонной тяжеловесностью викторианского стиля и французского ампира с их пастельными тонами. К сожалению, сегодня эти интерьеры сильно пострадали из-за позднейших переделок или вообще не сохранились.

Но эстетическое влияние ар нуво в Латинской Америке было недолгим. Оно явилось как бы запоздалой реакцией на новый образ жизни и исчезло после первой мировой войны.

История стиля модерн. Ар нуво. Сецессион. Югендстиль, etc…

  1. Универсальная эстетика ар нуво
  2. Апофеоз фантазии
  3. Египет. От Гора до «Аиды»
  4. Бельгия. Дом как единое произведение искусства
  5. Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
  6. Россия. «Северное возрождение»
  7. Испания. Барселонское модернисмо
  8. Куба. Мифология и искусство каменщиков
  9. Аргентина. Эстетическая революция