Времена строительных новшеств (1-ая часть) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Времена строительных новшеств (1-ая часть)

Машины человеку в труде недоставало,
И он ее придумал и сделал из металла.
То был его мечтаний и помыслов итог.
Машина заменила десятки рук и ног.

Тудор Аргези

В последней трети XVIII в. и первой четверти XIX в. в Англии произошел промышленный переворот, имевший огромное значение для завершения капиталистического преобразования в этой стране. Сущность его состояла в переходе от мануфактуры с ее ручным трудом к фабрично-заводскому производству, основанному на использовании системы машин. Понятие «промышленная революция» было введено Энгельсом, чтобы подчеркнуть огромное воздействие, которое оказала фабричная система производства на всю социально-экономическую жизнь общества. Промышленный переворот не был особенностью только английского исторического развития, он представлял собой явление мирового масштаба и происходил в разное время во всех капиталистических странах.

В Англии промышленный переворот начался с хлопчатобумажной промышленности, для которой в середине XVIII в. сложились благоприятные условия благодаря повышенному спросу на английские ситцевые ткани на европейском и колониальном рынках. Сельским священником Э. Картрайтом в 1785 году был создан механический станок, заменивший труд 40 ткачей; им же была построена в Англии первая ткацкая фабрика. Большое значение имела паровая машина, построенная в 1784 году лаборантом Шотландского университета Дж. Уаттом. К 1800 году в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а в 1826 году их число возросло до 15 тысяч со средней мощностью 25 л.с. Возникла новая отрасль промышленности — машиностроение. Промышленный переворот позволил Англии добиться решающих успехов в создании материально-технической базы капиталистического общества.

В экономически отсталой Германии промышленный переворот произошел позднее, чем в Англии, Франции и США (почти одновременно с Россией) — в 30-40 годах XIX века. К началу XIX века на территории Германии существовало около 300 мелких государств. Сохранились внутренние таможенные пошлины, которые сильно тормозили развитие торговли и промышленности. (В начали XIX века при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург приходилось уплачивать 16 раз). Германия приступила к созданию своего машиностроения, и за 1846-1861 года число машиностроительных заводов выросло со 131 до 300.

С ростом промышленности и развитием средств транспорта резко увеличивается доля городского населения экономически развитых стран. Особенно быстро росли крупные и крупнейшие города. Если к началу XIX столетия в Западной Европе имелось. Только 19 крупных городов с населением более 100 тысяч жителей в каждом, то к началу XX столетия насчитывалось уже 149 крупных городов. При этом население столиц промышленных центров, как Гамбург, Манчестер, Глазго, увеличилось по меньшей мере в 4-5 раз.

Одновременно с ростом старых городов развивающаяся индустрия диктовала необходимость возникновения новых промышленных центров. Так, на базе добывающей или обрабатывающей промышленности в Бирмингемском каменноугольном бассейне, в Саарской и Рурской областях во второй половине XIX века промышленные города почти слились в один с другим, а средняя плотность населения поднялась до 200 человек на один квадратный километр. Кроме того, получили развитие населенные пункты, возникшие возле железных и шоссейных дорог, а также портовые города.

Интенсивный рост городов в этот период явился результатом быстрого развития производительных сил, которым ознаменовался начальных период капитализма. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем предшествовавшие поколения вместе взятые» (Маркс К., Энгельс Ф. Соя. 2-е изд., т. 4, с. 429).

Оглавление Дальшe►