Готический монумент / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Готический монумент

Были попытки объяснить положение готического фонтана, роландова столба и т.д. по бокам площади интересами уличного движения. Соображение это не доказательно, хотя отмеченное обстоятельство и могло оказывать известную долю влияния. В те времена движение и отдаленно не походило на то, какое существует в настоящее время даже в мелких провинциальных городах, так как люди опасались допускать в город посторонних. Даже базарная торговля очень часто производилась не в самом городе, а за городскими стенами. Решающими являются требования, определяемые самой формой монументов. Развившись из архитектуры фиалов (остроконечных башенок), готический монумент, как и сам этот хрупкий архитектурный член, нуждается в укреплении и связи с окружающей средой. Архитектура фиалов достигает этого посредством частого повторения одного и того же мотива; монумент ищет опоры в более крупной архитектуре: кристаллик, выросший рядом с крупным кристаллическим образованием. Как сакристия в церкви св. Лаврентия в Нюрнберге не в состоянии держаться без окружающих ее столбов, так и фонтан «Шенебрунннен» на главном рынке 1385-1396 гг. не мог бы держаться посреди площади (при восстановлении его чуть-чуть отодвинули к середине площади). Точно так же фонтан «Сирлинбруннен» в Ульме, рыночный фонтан в швабском городе Урахе ищут опоры в более крупном сооружении. Более подробно осветить вопрос о положении готического монумента не представляется возможным, так как в большинстве или они разрушены или самое их окружение уже изменилось. Тем не менее в большинстве случаев будет обнаружено такое расположение монумента, при котором угловые вертикали какого-нибудь строения служат ему опорой, и словно только благодаря этому замечаешь какую-то притягательную силу вышестоящих зданий. Серединное положение монумента на готической площади уже само по себе невозможно, так как понятие середины не существует для неправильного сооружения в силу отсутствия архитектоническгого равновесия сторон. Готический фонта в математическом центре площади внушал бы впечатление неустойчивости: его строение кажется слишком хрупким, чтобы господствовать над площадью. В противоречии с этим находятся новоготические «изделия», воздвигнутые посреди правильной площади, по осям окружающих зданий. Это стремление к агломерации определяет положение даже монументальных зданий, построенных на площадях; так, например ратуши на рынках в Бреславле и Позанни отодвинуты с середины плана площади к одной ее стороне.


Пьяцца дель Эрбе в Вероне
Особую форму дает попытка сдержать наклон покатой почвы и стилизовать фонтан наподобие рампы, что в 1509 годы было достигнуто при сооружении фонтана «Фишбруннен» в Швабской Галле; однако и этот фонтан не является архитектонически расчленяющим элементом по отношению ко всей площади.

В некотором противоречии с этим находится практика Италии, находившейся под постоянным влиянием традиционных антично-римских пространственных представлений. Монументы Пьяцца дела Эрбе в Вероне, Capitello (позорный столб) посередине, дальше к северу рыночный фонтан 1368 года и, наконец, построенная лишь в 1523 году колонна со львом Венецианской республики намечают ось обширной бухтообразно изрезанной площади.

◄Города, построенные по плану Оглавление Меморативная скульптура►