Памятник Гаттамелата
Новое понимание пластики получает свое блестящее выражение, когда город Венеция, вернее сын Джиованантонио, воздвиг фигуру всадника в честь кондотьера Эразмо да Нарни, прозвищу Gattamelata (умер в 1443 году) площади дель Санто в Падуе. В 1446 году дается Донателло заказ, в следующем году возводится цоколь, а в 1453 году устанавливается бронзовая статуя размером в две натуральные величины. Художественное выполнение коня и всадника, чудесный конь и человек, дающий образ не грубой силы, а философа войны, без всяких претензий, которыми нас обычно дурачат в современных конных памятниках, наконец, стилизованный на манер гробницы цоколь, превосходный в пропорциях своих частей и по отношению ко всей фигуре, — все это могло бы соблазнить к пространному рассуждению. Однако для нас здесь важна только оценка выбранного Донателло места.
Монумент был воздвигнут около кладбища готической церкви, находившейся раньше у городской стены, и, как добавляет Анджело Портинари, стоял на открытом месте. Место установки его в настоящее время осталось то же, хотя кладбище и его старая ограда исчезли, и теперешняя маленькая пограничная стена — уже более позднего происхождения. Главный доступ к площади идет через улицу Капелли и улицу св. Антония.
В настоящее время, вероятно, установили бы этот памятник по оси портала собора, возможно также — вдоль стен домов мертвого угла площади; в пользу такого предположения можно было бы здесь привести множество примеров. Теперь, благодаря Вазари, мы знаем, как Донателло при выполнении своих скульптурных сооружений учитывал место их установки, как он их таинственно прятал в своей мастерской от чужих глаз, чтобы не слышать суждения профанов. И Гаттамелата создается с учетом вполне определенного места, и только способ установки монумента выявляет всю его красоту.
Донателло продумывает аспекты памятника, открывающиеся тем, кто вступает на площадь, и учитывает заодно условия впечатляемости бронзы. Бронзовая фигура нуждается в воздухе, издалека силуэт требует большого простора, так как внутренне членение темной бронзы ускользает от глаза. Фигура всадника выделяется четким силуэтом на фоне неба с обеих улиц и с большинства точек площади. Исключительно художественная роль бронзы Донателло покоится на том, что она, как целостный образ, воспринимается даже издали с абсолютной ясностью, не оставляя чего-либо непонятным. В этом отношении с ней не может соперничать ни одна из современных конных фигур.
Значение светлой плиты подножия, в которую вделан конь, объясняется так: ранний Ренессанс стремится сохранить чистоту зрительного восприятия даже вопреки темному цоколю. Барокко уже не пользуется этим художественным приемом. Одна улица открывается навстречу движению коня; однако только с самого конца ее открывается вид на возвышающийся на архитектурой заднего плана монумент; впечатление от непосредственной близости еще усиливается, поперечный вид против улицы Капелли пластически совершенен. Так, с правой боковой стороны открывается только рука, управление конем не ясно, с левой же стороны, наоборот, становятся видными обе руки и открывается грудь. Здесь висит меч, и на рельефе цоколя виден герб кондотьера, в то время как противоположный рельеф менее заполнен оружием. Тут приняты во внимание ниспадающие линии фронтона собора Санто, — в общей картине они неизменно направляют глаз зрителя в сторону всадника.