Площадь Ренессанса
Только с осуществлением постройки, которую рекомендовал Микеланджело, площадь во Флоренции приобрела замкнутость в духе Ренессанса, с тем покойным равновесием, которое придает центральному построению характер идеального внутреннего пространства итальянского Ренессанса.
Подобный же проект предлагался для Сиены. В 1508 году было сделано предложение обвести полукруглую площадь перед ратушей кольцом колонной галереи. Эскиз Перуцци, изображающий аркады на столбах с выдвинутыми вперед полуколоннами, находится в музее Сиенского собора. Ренессанс, оставивший столько незавершенного, достиг полного осуществления этой задачи лишь в немногих площадях, главным образом в тех городах, где распространена была архитектура уличных галерей-рядов. Так построена маленькая квадратная площадь delle Vettovaglie в Пизе; вокруг нее, мостовидно перекрывая прилегающие улицы, тянется скромная колонная галерея с плоскими сводами; однако возвышающиеся над этой галереей строения неодинаковы по высоте. Более крупной рыночной площадью, обнесенной аркадами, обладает маленький город Vigevano в Миланском округе, основанный при Людовике Моро, возможно по совету Браманте (около 1500 года). Площадь Фабриано, перестроенную при папе Николае V (1451 год), мне видеть не довелось. Среди разнообразных проектов особенно заслуживает упоминание проект Фра Джиокондо для нового торгового квартала на Риальто в Венеции. Проект этот Вазари очень выпукло описывает в биографии названного архитектора. В центре квартала предполагалась очень большая, обрамленная рядами квадратная площадь с проходами, расположенными по середине каждой из четырех ее сторон. По первоначальному эскизу в центре этой площади должна была находиться купольная церковь.
Обрамляющая колонная галерея, замыкающая пространство, применена и в построении основы площади Виктора Эммануила в Ливорно, в очень простой обработке, как это и полагается для новых, медленно растущих городов. Свободно стоящая у одной из сторон галереи церковь (1604 года), выходящая фасадом на площадь с выступом в виде лоджий, воспринимается рельефней. Главная улица, ведущая к гавани, свободно пересекает площадь параллельно церковному фасаду.
Площадь св. Аннунциаты во Флоренции лишь постепенно приобретала свое симметричное архитектурное оформление: ненавязчивая красота галереи Воспитательно дома Брунеллески (1419) повторена (1517) в аналогичном сооружении на противоположной стороне Антонием да Сангалло Старшим, а Дж. Качини достроил галерею с арками перед церковью св. Аннунциаты (1601-1604). Большая колоннада церкви подчиняет себе боковые портики; уже нет ощущения чистого Ренессанса, акцентируется осевое направление, свойственное барокко. Кона статуя Фердинанда I работы Джиованни да Болонья (1608), расположенная на площади, выдвинута вперед, к улице Виа де Серви, идущей перпендикулярно к фасаду церкви; оба фонтана работы Петро Такка (1629) пытаются внести корректив в утраченное равновесие.
При перестройке двойной площади святого Марка в Венеции также использован мотив галерей, но тектоническая красота тосканской трактовки не была достигнута (на рис. 20 отмечены стрелками места установки фотографического апппарата). По бокам четырехугольника площади находятся у фронтона церкви справа старые Прокурации II. Ломбардо (1480), слева — позднейшие Прокурации Скамоцци (1584), а с четвертой стороны — примыкающие к прокурациям аркады крытых галерей, построенных только при Наполеоне I (1810).
У собора святого Марка главная площадь сворачивает к морю, образуя перпендикулярно к ней расположенную пьяцетту, обрамленную сводчатой галерей Дворца дожей (1423) и библиотекой, построенной Сансовино (1536). Последний прежде всего открыл свободный вид на море путем сноса торговых лавок и удаления всякого хлама. Обе гранитные колонны у моря, поставленные уже давно (1180) в качестве отличительной приметы города, открывают прибывающим триумфальный вход в него. Кампаниле (колокольня), однако, не была построена, как утверждали, с целью разъединения обеих частей площади (построена в 888 году, обновлена в 1329 году и после обвала в 1902 году сейчас вновь воздвигнута).
Я ознакомился с площадью святого Марка без Кампаниле в 1902 году и кроме того, имел возможность в достаточной мере изучить те изменения, которым подверглась площадь после восстановления Кампаниле. Нельзя было оказать собору святого Марка худшей услуги, чем этим восстановлением. Башня живет своей самостоятельной архитектурной жизнью; в очертании Венеции она, правда, вносит изумительный силуэт; для собора же ее большие размеры крайне невыгодны: рядом с ней собор выглядит игрушкой (декоративная обработка его фасада уже сама по себе располагает к такому впечатлению). К этому надо добавить следующее обстоятельство: глаз не может разобраться в подлинных пропорциях площади, длина которой составляет 175 м, но ширина сокращается у наполеоновской постройки с 90 до 58 м. Благодаря этому создается обманчивое перспективное впечатление, благоприятное для замыкающего здания, так как площадь кажется более глубокой, а здание поэтому более высоким, и наоборот — крайне неблагоприятное для собора святого Марка, уже и без того придавленного колокольней, так как здесь наблюдается обратное явление. Как избегают невыгодных впечатлений площади барокко при аналогичном плане, показывают площадь дель Кампидолио и площадь святого Петра. Мотив замыкающих колонн пьяцетты у моря и S. Giorgio maggiore производит прекрасное впечатление, словно триумфальный портал; в обратном же направлении опять-таки пропадает филигранная обработка собора святого Марка, подавленная близким соседством блока Дворца дожей.
Своей редкой красотой весь ансамбль в целом обязан главным образом исключительному местоположению у моря и сверкающему великолепию часовни святого Марка. Словно зачарованный, бродишь в лунные ночи по площади, немую тишину которой не тревожит шум колес, или отдыхаешь на мраморных скамьях паперти собора.
Зная путаницу венецианских улочек и каналов, нетрудно понять потребность венецианцев в просторном парадном зале города, однако нельзя избавиться от чувства, что здесь ты оторван от живого организма самого города.
Эти сооружения, в сущности, являются лишь перенесением опыта итальянско-тосканского дворцового строительства на более крупные маштабы; однако квадратный, опоясанный аркадами двор палаццо является самым чистым выражением пространственной концепции Ренессанса. Глаз, правда, везде воспринимает пространство, однако лишь путем организующего формотворчества, путем активного отношения к оптическому впечатлению можно выйти за пределы того, что создано природой. Итальянец эпохи Ренессанса. Глаз, правда, везде воспринимает пространство, однако лишь путем организующего формотворчества, путем активного отношения к оптическому впечатлению можно выйти за пределы того, что создано природой. Итальянец эпохи Ренессанса любит постоянство пропорций: дворцовая архитектура, определяясь вертикалями и горизонталями колонн и балок, сразу внушает спокойное чувство пространственного выражения.