Итальянские теоретики. Город как архитектурное целое
Представление о постройках Ренессанса было бы неполным, если бы мы обошли молчанием теоретические требования и конструкции. Именно они позволяют досканально ознакомиться с идеалом эпохи, ибо творческая мысль обгоняет медленную практику строительства того времени. В литературных работах теоретиков Ренессанса сказывается влияние античных воззрений, в то время как архитектурная практика, не располагая достаточным пониманием античности, воплощала только собственные идеи и собственное ощущение, сочетая с ними лишь античные формы выражения. Самое сильное влияние оказывает первая книга Витрувия, учителя зодчества золотой поры Августа.
Но постепенно изучаются тексты архитектурных требований и описаний всех латинских и греческих классиков, как например Аристотель в его «Политике», как Платона в его знаменитой «Атлантиде», бывших более доступными в латинском переводе. Только с 1600 года начинает чувствоваться б’ольшая самостоятельность и в отношении литературных образов, подобно итальянскому барокко, которое в неудержимом творческом подъеме совершенно оставляет теоретически рассуждения. Политические отношения становятся более урегулированными в связи с новыми способами ведения войны, возрастают транспорт и торговля.
Целью архитектуры Ренессанса, так же как некогда градостроительства эпохи Перикла, является развитие плана города, как художественного единства. Отношение города в целом к его частям уподобляется отношению человеческого тела к его отдельным членам, улицы являются его артериями.
Правильное построение плана города, необходимое в связи со строительством домов, нуждается в ровной местности, на каковую только и ориентируются отдельные позднейшие идеальные проекты. Наоборот, еще у Альберти мы находим основанное на изучении существующих городов указание на то, что форма города должна быть сообразована с характером данной местности, что эта форма, следовательно, является не общей, а индивидуальной. Под влиянием барокко начинает проявляться стремление к расположению городов на отлогих склонах или к более возвышенному положению центра города, вызванному практическими и эстетическими соображениями. По мере того, как природные условия местности становятся уже непригодными для защиты города, растет необходимость в искусственно обеспечении безопасности; укрепление города, обусловленное введение огнестрельного оружия, становится одной из важных задач градостроительства. В соответствии с этим и сочинения по сооружению крепостей и военной архитектуре становятся значительно многочисленнее, чем сочинения по гражданской и городской архитектуре. Скамоцци считает себя вынужденным категорически провозгласить, что город является художественным созданием архитектора, а не чисто военным сооружением.
Самое раннее сжатое описание идеального города мы находим у Антонио Аверулино, именуемого Filarete, в его сочинении об архитектуре. Рукопись его (1464), посвященная Петру Медичи, находится в библиотеке Маллабекиана, а в Палатинской библиотеке хранится копия этой рукописи, посвященная Франческо Сфорца. Наличие различных сокращенных копий и выписок свидетельствует о большом интересе к этому произведению. Аверулианский план «Сфорцинды» избирает в качестве основы построения фигуру восьмиугольника, образованного пересечением сторон двух наложенных друг на друга квадратов. По середине расположен прямоугольный рынок, от которого ко всем восьми углам тянутся улицы. Около рынка — собор и герцогский дворец. Посреди рынка возвышается, как символ городской власти и как цель направления улиц, башня, в которой легко узнается ее предок Burgdonjon. Как бы перекликаясь с ней, в конце улиц на валах стоят крепостные башни.
Один из самых ранних идеальных проектов, отражающий влияние этого описания, был изображен на листе бывшей коллекции «Destailleur-Paris». О нем упоминает фон Гаймюллер в свое труде «Les Du Cerceau» (Париж-Лодном, 1887). Он приписывает его Фра-Джиокондо, не приводя, однако, ни одного веского довода в пользу своего утверждения. Но он доказывает, что с этого листа была сделана Жаком Андруэ Дюсерсэ копия, знак живого интереса, и что, следовательно, легко проследить влияние таких еще ранних идеальных построений на градостроительство во Франции. Середину этого кругообразного города занимает круглая площадь с купольной архитектурой в центре. От площади лучами расходятся улицы. Полоски грунта, лежащие на целый дом ниже уровня городского участка, застроены (совсем не итальянский мотив!) домами с фронтонами, обращенными к улицы. Окружная городская стена — с воротами и башнями, и в некотором отдалении — еще вторая, более крепкая стена, от которой по направлению к городу строятся дом с двускатными крышами.
Идеальные проекты, в большей мере ориентирующиеся на практическое осуществление, относятся к более позднему времени. Представление о том, что понимали тогда под эстетикой города, дают нем чертежи идеального города Cittá Амманати, относящиеся приблизительно к 1560 году («Toscana werk», изд. Брукман, том XI), «Иль Джиоване» Вазари (Флоренция, Уффиции; рисунки от руки 4529-4594) 1598 года с подробным описанием (рис) и проект Скамоцци (рис. 26), помещенный в упомянутом выше произведении. Проект этот использован нами и для иллюстрирования двух следующих глав. В основе этих проектов лежит правильный многоугольник с соответственно расположенными городскими воротами; соблюдено членение на равные четверти или половины. В какой мере такая схема осуществлялась на практике, свидетельствуют города: Гаттинара, основанная Меркурином Арбориусом де Гаттинара (при Карле V), и Валетта на осторове Мальте (1564). Сюда же относится возникший позднее, при династии Медичи, город Ливорно, пустынный и вымерший, за исключением сконцентрировавшей на себе все движение главной улицы, ведущей к гавани. (см. главу 8 )
Напротив того, в это же время стал осуществляться старый план «Сфорцинды», однако с изменениями, осложнившими прозрачные формы Ренессанса. Восьмиугольное построение заменяется девятиугольным, и деление прилегающих площадей приобретает большую ритмическую сложность. Центральная площадь опять-таки строится шестиугольником с башней посредине — совсем в духе Ренессанса. 7 октября 1593 года Скамоцци заложил фундамент этого города. Он сохранился до настоящего времени без каких-либо существенных изменений. Привлекая к себе восторженное внимание, он часто воспроизводится в публикациях эпохи: Пальма Нуова близ Удине в верхней Италии, основанная в качестве венецианской крепости (см. рис по Брауну и Гогенбергу — «Описание и чертежи важнейших городов мира»).
Наконец, здесь следует упомянуть еще о проекте, который исходит от великого мыслителя Леонардо да Винчи (автор использует написание Лионардо). Это — чертежи и указания для постройки идеального города, в котором заодно очень четко выявлены чисто гигиенические задачи.
Таким образом, становится вероятным предположение, что идеи эти были внушены страшной чумой, которая в 1484 — 1485 годах свирепствовала в Милане и его окрестностях и унесла половину населения.
Подробности этого проекта заключаются в рукописи «B» в библиотеке Institut de France в Париже и систематизированы в труде Марии Герцфельд.
Город Леонардо должен был быть расположен либо у моря, либо на берегу красивой реке, не выходящей из берегов, не высыхающей и свободной от галек. Река, связанная с сетью каналов, служит для сплава нечистот.
«Ширина улиц должна равняться средней высоте домов». Улицы должны быть двух родов — верхние и нижние. Верхние улицы — со скатом к центру для стока дождевой воды. Нижние улицы очищаются при помощи соответствующих приспособлений речной вводов.
Верхние и нижние улицы соединяются лестницами. «И знай, что кто хочет пройти весь город по верхним улицам, может пользоваться ими по своему усмотрению, а кто хочет ходить по нижним улицам, может поступать так же. Однако по верхним улицам должно быть воспрещено гуженое движение и тому подобные вещи; они предназначены только для благородных людей (gentili uomini).
По нижним улицам пойдет гужевое движение и прочий груз для надобности и удобств народа». «Дома стоят друг к другу задней стороной и оставляют между собой нижнюю улицы». Эта идея главных и второстепенных улиц была улиц была уже, между прочим, осуществлена в средневековых городах, хотя и с другими хозяйственными целями.