Город Ренессанса
Необходимо указать, что прежде всего и здесь, как и в Германии, интерес к планировке города диктовался в первую очередь фортификационными соображениями. Из этих соображений вырос идеальный образ города-крепости (ville de forteresse) Бернара Палисси (1510-1590), изумительного гугенота, сочетавшего в себе национальный рационализм с диковинной фантастикой. В описании его города-крепости сказался дух, идущий для воплощения практического замысла форм, идеальность которых поднимается до степени религиозности.
Потрясенный ужасам войны, Палисси мечтает о построении неприступного города. Безуспешно ищет он полезных указаний у Дюсерсо и Витрувия. Целыми месяцами он бродит по садам, лесам и горам, изучая убежища животных, чтобы в самой природе найти прообраз города, который в такой же мере мог бы обеспечить безопасность людям. На берегу океана он с крайним изумлением обнаруживает, что провидение позаботилось о защите моллюсков. Некий горожанин из Ла-Рошель, затворник, приносит ему в подарок раковину улитки-багречника, в которой он внезапно находит божественный мотив для своего неприступного города. Раковина багречника представляется ему более целесообразно построенной, чем другие: «Видя это, я не нашел для сооружения моего города-крепости ничего лучше, как принять за образец крепости раковину упомянутого багречника, и взялся тотчас же за циркуль, линейку и другие необходимые принадлежности, чтобы набросать план».
За этим следует обстоятельное описание города. По середине — квадратная площадь, кругом — дома с галереей сквозных аркад для размещения под ними артиллерии; около одного из углов — ворота, над которыми расположена квартира губернатора. Сперва он думает развернуть улицы от этих ворот спиралями, но такие витые улицы нельзя было бы защищать пушками от вторжения неприятеля, и поэтому первая кольцевая улица проектируется четырехугольником, вторая, третья и четвертая — восьмиугольниками, так как в противном случае длина улиц по прямой оказалась бы чрезмерной. Все дома обращены фасадами к центру города, а задними стенами наружу. Задние стены домов последней кольцевой улицы будучи утолщенными служат в качестве городской стены. Таким образом, каждое звено домов должно образовать самостоятельный пояс стен, который противостоял бы пушкам ведущего осаду неприятеля. Связь каждой кольцевой улицы со следующей — только через одни ворота: пятеро различных ворот расположены по спирали, разматывающейся из центра. В сгибах улиц — особые сооружения для артиллерии, чтобы отовсюду можно было обстреливать улицы, на случай, если бы неприятель вторгся в город.
Однако французское строительное искусство пошло уже по другому пути. Влияние Италии было неизбежно. К тому же новая форма городского плана легче связывалась с представлениями, которые определились еще в эпоху готики при устройстве «бастид». Копия Фра Джиоконда, разработанная более точно и перспективно правильно Жаком I Андруэ Дюсерсо, воспроизведенная Гаймюллером, показывает, какие задачи выдвигались перед итальянскими идеальными композициями. Жак Перре, савойский дворянин, опубликовал в Париже еще в 1601 году сочинение, посвященное Генриху IV, под заглавием «Des fortifications et Artifice, Architecture et Perspective». В нем система укрепленного города развертывается в пяти все увеличивающихся построениях.
Болонский архитектор Марино строит в 1545 году первый ренессансный город Франции — Витри ле Франсуа. Старый город жестоко пострадал от войн и наконец был совершенно сожжен Карлом V. Франциск I запретил восстановление старого города и основал недалеко от него новый: в середине — квадратная площадь, прорезанная улицами по линиям скрещения осей, остальные улицы правильно распланированы по отношению к первым. В этом же духе построен Henrichemont (1608). Однородной архитектурой обстроена квадратная площадь Шарлевила, очень похожая на Вогезскую площадь в Париже, но с той разницей, что по линии скрещения ее осей проломаны улицы. Ратуша позднейшей эпохи занимает один из восьми отрезков периметра площади. Этот город — тоже итальянского происхождения: его основал Карло ди Гонзага в качестве герцога Реттельского в 1606 году. Только в 1631 году он перешел во владения французских королей. Основанный Кольбером гор. Рошьор (1666) равным образом представляет планировку перпендикулярно перекрещивающихся улиц с квадратной площадью в центре города. Рядом с улицами, пролегающими через весь город тянутся более короткие, прорезывающие только отдельные архитектурные блоки и упирающиеся в поперечную улицу. К середине века, а частью и ранее, к эпохе Ришелье, восходит планомерно расширение Бреста, завершенное укреплениями по плану Вобана. Между тем уже кардинал Ришелье, основав город своего имени, ввел барочную тенденцию осевого расположения в противовес централизующей системе ренессансного города.
Господствующие воззрения удачно выражены Декартом: «Нередко произведения, составленные из многих частей и созданные различными мастерами, лишены того совершенства, которое присуще произведению одного мастера. Так, мы видим, что сооружения, предпринятые каким-либо одним мастером, обнаруживают обычно более красивое и удачное построение, чем те, над улучшением которых трудилось много мастеров, пользуясь при этом старыми стенами, сооруженными для других целей. Так, старые города, бывшие первоначально маленькими бургами и лишь с течением времени разросшиеся до больших городских общин, обыкновенно отличаются скверным построением, если сравнить их с планомерно развитыми городами, развернутыми инженером на открытом месте по свободно начерченному плану. Если рассматривать сооружения старого города в отдельности, то каждое само по себе может казаться столь же или даже более красивым, чем сооружения новых городов. Но если посмотреть на их планировку и увидеть, как большие дома стоят вперемежку с малыми и как они искривляют улицы, то можно утверждать, что планировку создалась скорее по воле случая, чем по замыслу разумного человека».
◄Площадь Вогезов и площадь Дофина Оглавление Влияние итальянского барокко►