Пластичность. Фрэнк Ллойд Райт / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Пластичность. Фрэнк Ллойд Райт

Из книги «The Natural House», N-Y., 1956 г. Перевод М.Д. Канчели

Мастера архитектуры об архитектуре»,

Москва, 1972 г.

Пластичность можно увидеть в выразительной плоти, покрывающей скелет, в противоположность сочленениям самого скелета. Если форма, — как утверждает Луис Салливен, — «следует за функцией», то здесь мы имеем прямое подтверждение более высокой идеи, а именно, что форма и функция едины: это единственное верная позиция, которую я мог найти тогда и нахожу сейчас, чтобы избежать усложненного процесса расчленения и соединения во имя выразительного течения непрерывной поверхности. Здесь, сперва инстинктивно — но ведь все идеи дают ростки, — этот принцип проник в строительство и с тех пор продолжает развиваться. Теперь в моей работе идею пластичности можно видеть как элемент непрерывности.

В архитектуре пластичность является лишь современным выражением древней идеи. Но эта идея, внесенная во все области человеческой деятельности, воссоздает структуру человеческого общества в этом «расчлененном», рассеянном мире. Это магическое слово «пластика» Луис Салливен сам любил употреблять применительно к его пониманию орнаментации, в отличие от всех других видов орнамента, в том числе накладного. Но почему же тогда не применить «пластику» в этом же смысле более широко в структуре самого здания?

Почему принцип, действующей в отношении отдельной части, не имеет силы по отношению к целому?

Если бы форма действительно следовала за функцией (а это так и было в материальном смысле благодаря идее пластичности — духовной концепции, трактующей форму и функцию как единое), то почему тогда полностью не отбросить роль опор или вертикалей и балок или горизонталей?

Совсем отказаться от балок и колонн, нагроможденных в качестве «сочленений». Никаких карнизов. Никаких «деталей», выполняющих роль соединений. Ничего. Не иметь абсолютно никаких придатков типа пилястр, антаблементов и карнизов. И не вводить в здание никаких соединений как «соединений». Ликвидировать разделение и разделительные швы. Вся классическая архитектура была соединением соединений. Да, именно так. Почему же не позволить стенам, потолкам, полам зрительно восприниматься как составные части единого, чтобы их поверхности переходили одна в другую?

Добиться непрерывности в целом, ликвидируя все конструктивные детали так, как Луис Салливен уничтожил фон в своем орнаменте во имя органичного смысла целого. Здесь переход идеи из материальной сферы в духовную начал давать результаты. Представьте теперь, что здание в целом смогло бы вырасти из окружения, подобно тому как растение вырастает из почвы, и все же обладало бы свободой быть самим собой, «жить своей собственной жизнью соответственно Человеческой Природе». Величавое дерево среди природы, но дитя человеческого духа.

Теперь я предлагаю идеал для архитектуры эры машин, для идеального здания Америки. Пусть оно вырастает в этом облике. Дерево.

Но я не имею в виде предлагать имитацию дерева.

Следуя затем, шаг за шагом, от общего к частному, эта пластичность как основное архитектурное средство начала захватывать меня и проявлять свою собственную волю. Завороженный, я следил за ее результатом, видя другие последствия там, где она уже проявилась весьма очевидно: в домах Хертлей, Мартин, Хит, Томас, Томек, Кунлей и в десятках других домов.

Старая архитектура в ее установленном понимании начала для меня буквально исчезать. Точно по волшебству стали возникать новые архитектурные эффекты — эффекты подлинно новые во всем цикле архитектуры — лишь благодаря воздействию этого духовного принципа. Открывались перспективы такой неизбежной простоты и несказанной гармонии, перспективы столь прекрасные для меня, что я был не только восхищен, но часто изумлен. Да, подчас поражен.

С тех пор я сконцентрировал свое внимание на пластичности как физической непрерывности, используя ее в качестве практического принцип, действующего внутри истинной природы самого здания, в попытках совершенствовать великое явление, называемое архитектурой. Каждая истинная эстетика причастна к природе, так что этот эстетический идеал должен неизбежно проникать в фактическое строительство самого здания в качестве строительного принципа. […]

Другие тексты Райта:

Из книги “Будущее архитектуры”:

  1. Определения
  2. Искусство архитектуры
  3. История архитектуры
  4. Органичная архитектура
  5. Пространство
  6. Архитектура и техника
  7. Город

Чем является стиль для архитектора
Статья опубликована  в журнале “Architectural Record”, 1928 г., февраль,  Перевод М.Д. Канчели

Скульптура и живопись
Фрагмент, опубликован в журнале “Architectural Forum”, 1938г., январь. Перевод М.Д. Канчели

Пластичность
Из книги “The Natural House”, N-Y., 1956 г. Перевод М.Д. Канчели