История архитектуры. Фрэнк Ллойд Райт / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

История архитектуры. Фрэнк Ллойд Райт

Строители прошлых времен, прорезая в стенах отверстия для света и воздуха, стремились «роскошно» обработать стены и крыши, как если бы они были реальностью здания. Во имя искусства они превращали эти отверстия в украшения, помещая над ними лепные сандрики, или обрамляя их ненужными колоннами, или выполняя ненужную лепку и не имеющие значения украшения в теле стен или на их поверхности. Они сооружали карнизы. Они окружали все проемы обильной лепкой, чтобы замаскировать проломы. Которые проделывались в стенах для света и воздуха, а также для входа и выхода.

Выходит, архитектор работал над зданием во многом подобно тому, как скульптор работает над сплошной массой глины. Он стремился детализировать и обогащать массу. Он пытался придать ей какой-либо стиль, которому его выучили или который ему понравился. Таким образом, внешнее формообразование и детализирование стало, путем заимствования, так называемой западной академической концепцией архитектуры. Эта академическая — «классическая» — концепция основывалась главным образом на греческих и римских постройках. […]

Машина дала новые возможности. Наука книгопечатания сделала книгу средством передачи человеческих чувств, более легким, чем архитектура, и книга стала средством летописания жизни, наверное, более долговечным, чем какое бы то ни было большое сооружение прошлого.

Но печатное слово ускоряет темп жизни. Все увеличивающиеся неестественность жизни и прислужничество искусства становятся всеобщими в западном мире. Легко собраться, чтобы слушать, стоять, смотреть или ездить. Многотысячная толпа смотрит игру футболистов. Человек, живущий чужим трудом, сидит за рулем стодвадцатипятисильного автомобиля с видом и чуством, что это его собственная сила, — да так оно и есть фактически. Связь с землей уступает механизации. Контакты между людьми все в большей степени осуществляются с помощью электротехнических приспособлений. Взаимные связи становятся быстрыми и простирающимися на большие расстояния, но действительные контакты между людьми — более редкими и более слабыми. Литература, ставшая вездесущей, дает поверхностное удовлетворение, и изобретаются новые пути и способы облегчить работу. Культура, как и архитектура, и архитектура, как и культура, мечутся туда и сюда. Структура больше не находит красоты на пути целостного развития. Да и само общество не думает требовать этого. […]
В предшествующую эпоху флорентинцы были духовными руководителями и светочами в такой мере, в какой вообще могли быть светочи. Теперь, в двадцатом веке, социальные, экономические и художественные формы определяются не столько внутренними, сколько внешними факторами. Теперь «цивилизованный» мир расхлебывает последствия «ренессанса». Он пытался жить за счет того, что уже в прошлом было упадком. Само собой разумеется, архитектура и все, что с нею связано, оторваны от природы для того, чтобы искусство производило вещи, которые можно было бы продавать, производило их с помощью учебных пособий, профессорских кафедр и, преджде всего, — под властью спекулятивной «цены», установленной рынком. Они стали предметом спекуляций.

Художник, ныне превратившийся в члена проектной группы, официально ставший специалистом по красоте, декоратором интерьеров, находится полностью в области внешних форм. Нет ничего более внешнего, поверхностного, чем «отделка интерьеров»; не может быть ничего более несуразного, чем архитектор, дело которого — фасад здания. Благодаря согласию людей жить в том, что производится в результате всего этого, мы уходим далеко в сторону от истинной жизни. Все шиворот-навыворот. Повозка идет впереди лошади. […]
Везде и повсюду, современное «искусство» в действительности является торгашеством.

Умение продавать возведено в высшую степень достоинства. Везде и повсюду оно пользуется высшим почетом.

Реклама — самая важная форма всего художественного производства в Соединенных Штатах. Пусть она и будет символом нашей эры.

В этих условиях мать искусств, архитектура, не может дать больших результатов. Не имеет она также возможности оказывать вдохновляющее или плодотворное влияние в масштабах общества.

Другие тексты Райта:

Из книги “Будущее архитектуры”:

  1. Определения
  2. Искусство архитектуры
  3. История архитектуры
  4. Органичная архитектура
  5. Пространство
  6. Архитектура и техника
  7. Город

Чем является стиль для архитектора
Статья опубликована  в журнале “Architectural Record”, 1928 г., февраль,  Перевод М.Д. Канчели

Скульптура и живопись
Фрагмент, опубликован в журнале “Architectural Forum”, 1938г., январь. Перевод М.Д. Канчели

Пластичность
Из книги “The Natural House”, N-Y., 1956 г. Перевод М.Д. Канчели