Определения. Фрэнк Ллойд Райт
- Природа — это не только то, что находится «снаружи», — облака, деревья, непогода, растения и животные; но это понятие относится к их сущности так же, как к природе материалов, или «природе» плана, или ощущения, или инструмента. Человек или что-либо внутренне связанное с ним. Внутренняя природа с большим П. Внутренне присущий Принцип.
- Слово органичное в архитектуре не означает «принадлежность к животному или растительному миру». Оно относится к сущему, к целостности, поэтому, наверное, лучше было бы употреблять слова «интегральное» или «внутренне присущее». В том виде, в каком оно первоначально употреблялось в архитектуре, слово «органичное» означает: часть относится к целому, как целое к части. Таким образом, сущее как интегральное бытие есть то, что в действительности означает слово «органичное». Внутренне присущее.
- Форма следует функции. Этим изречением очень злоупотребляют. Естественно, форма это делает. Но только на низшем уровне, и этот термин полезен только как указание платформы для развития архитектурной формы. Функция относится к архитектурной форме так же, как скелет к человеческим формам в их окончательном виде, а грамматика — к форме поэзии. Гремящие кости — это не архитектура. Меньше — значит больше там, где больше — значит хуже. Форма действительно предопределяется функцией, но превосходит ее, поскольку художественное воображение может ее сопровождать без ущерба для нее. Изречение «форма следует функции» потеряло свой смысл и стало избитой фразой. Это изречение приобретает смысл, только если мы говорим или пишем: «форма и функция едины», но оно стало паролем, оправдывающим выхолощенность.
- Романтика, как и слово красота, относится к качеству. Реакционное употребление этого благородного, но сентиментализированного термина критиками, теоретиками и вообще всеми, что пишет, запутало его смысл. Органичная архитектура видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества или смотри на романтическое, как на творчески выраженную действительность. Таким образом, романтика — это новая реальность. Творчество этого требует. Бригадная работа не может ее дать. Комиссия может только получить ее как дар от вдохновенного индивидуума.В царстве органичной архитектуры человеческое творческое воображение должно перевести жесткий язык структуры в приемлемое с человеческой точки зрения выражение формы, но не изобретать безжизненные фасады или греметь костями конструкций. Поэзия формы так же необходима большая архитектуре, как листва дереву, цветы растению и мускулы телу. То, что сентиментальность подчинила себе эту человеческую необходимость, а теперь повсюду злоупотребляют отрицанием, — это еще не является основанием для того, чтобы злоупотребление вещью принимать за самую вещь. До тех пор, пока механизация строительства не будет служить созидательной архитектуре, а не наоборот, мы не будем иметь большой архитектуры.
- Традиция может включать много разных традиций, точно так же, как истина может включать много разных истин. Когда мы в органичной архитектуре говорим о правде, то имеем в виду родовой принцип. Род «птица» может улететь в виде стай бесконечно отличающихся в своей почти не поддающемся воображению разнообразию птиц, но все они являются только производными. Равным образом, говоря о традиции, мы употребляем это слово также как родовое понятие. Стаи традиций могут в не поддающемся воображению многообразии вылетать из родовой традиции. Вероятно, ни одна из них не обладает творческой способностью, потому что все они — только производные. Подражая подражанию, разрушают первоначальную традицию. Правда божественна в архитектуре.
- Орнамент. Будучи интегральным элементом архитектуры, орнамент для архитектуры является тем, чем цветение дерева или другого растения является для его строения. Из вещи, а не на ней. Эмоциональный по своей природе, орнамент — если замысел его хорош, — не только поэзия, но и раскрытие, акцентирование характера структуры. Если замысел его плох, архитектура орнаментом разрушается.
- Дух. Что такое дух? На языке органичной архитектуры «духовное» ни в коем случае не означает что-то нисходящее на предмет свыше в виде некоего просветление, но существует в самом предмете, как сама его жизнь. Дух вырастает изнутри наружу. Дух не нисходит свыше, а потому его не следует подвешивать к небу или устанавливать на возвышение. В обычном языке почти каждое слово имеет два разных значения, но в органичном смысле каждый термин применяется по отношению к внутренней сущности, а не к внешнему проявлению. Такое слово, как, например, «природа», может быть употреблено для обозначения материала или физического средства для достижения цели. Или же это слово может употребляться в духовном смысле. Но в этом объяснении значения терминов в органичной архитектуре духовный смысл слова имеет главное значение во всех случаях.
- Третье измерение. В противоположность обычному мнению, третье измерение — это не толщина, а глубина. Термин «третье измерение» применяется в органичной архитектуре, чтобы обозначить ощущение глубины, присущей вещи, а не приложенной к ней. Третье измерение, глубина, существует как внутренне присущее зданию.
- Пространство. Непрерывное становление; невидимый источник, из которого проистекают все ритмы, выполняющие свою роль. Оно вне времени или бесконечности.
Это та новая реальность, использованию которой служит в строительстве органичная архитектура.
Дыхание произведения искусства.
Другие тексты Райта:
Из книги “Будущее архитектуры”:
- Определения
- Искусство архитектуры
- История архитектуры
- Органичная архитектура
- Пространство
- Архитектура и техника
- Город
Чем является стиль для архитектора
Статья опубликована в журнале “Architectural Record”, 1928 г., февраль, Перевод М.Д. Канчели
Скульптура и живопись
Фрагмент, опубликован в журнале “Architectural Forum”, 1938г., январь. Перевод М.Д. Канчели
Пластичность
Из книги “The Natural House”, N-Y., 1956 г. Перевод М.Д. Канчели