Альгамбра / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Альгамбра

Название: Alhambra (es) / الحمراء‎ (ar), Alhambra (en)
Местонахождение: Гренада (Испания)
Создание: 1230 - 1492 гг.
Стиль: Мудехар
Основатель/Заказчик: Династия Насридов

Завоевание Испании маврами в 711 году положило начало их 8-вековому господству на Пиренейском полуострове. Лишь в 1492 году войска христиан окончательно изгнали арабских завоевателей. Крепость-дворец Альгамбра в Гранаде оставалась последней цитаделью мусульман. В этот период, отличавшийся религиозной терпимостью, Испания стала одним из очагов культуры и образования в Европе. Арабские правители принесли с собой традиции мусульманского зодчества с его культом воды, — зодчества, которое победило летний зной пышными садами и тенистой прохладой двориков. Альгамбра воплотила всю изысканность и утонченную роскошь Востока. После изгнания мавров и объединения Испании в ней размещалась резиденция Изабеллы Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда Арагонского (1452-1516 гг.). Альгамбра с ее чередой залов, сменяющих друг друга как в сказке, тончайшим каменным кружевом колоннад и благоухающими во внутренних дворах садами хранит полное тайны очарование и напоминает о богатейшей восточной культуре, которая развивалась параллельно с христианским искусством европейской готики.

Начало строительства Альгамбры воходит к 1238 году. Однако основные сооружения были возведены эмирами рода Насридов, главным образом Юсуфом I (правил с 1333 по 1354 года). Под защитой мощных крепостных стен расположился целых город с дворцовым комплексом в середине. Это был период расцвета арабской культуры, время бурной политической жизни. Мусульманские традиции пустили в Гранаде глубокие корни. После возвращения Испании в руки христиан в стране возник единственный в своем роде сплав двух культур.

Архитектура дворца

  1. Альгамбра – дворец-крепость. Стены Альгамбры возвышаются на фоне горных склонов Сьерра-Невады. Дворец, по сути, является хорошо защищенной крепостью, выстроенной на месте укрепления XI века. Суровость наружного облика ансамбля резко контрастирует с убранством внутренних дворов. Эта характерная особенность мусульманского зодчества противостоит принципам классической западной архитектуры, в которой внешний вид здания определяет его внутреннее устройство.
  2. Внутренний двор. Во внутренний двор выходит  парадные залы и жилые покои. Расположение комнат лишено строгого порядка – это позволяло легко менять их назначение. В мусульманской архитектуре, так же как и в архитектуре Древнего Рима и Китая, традиция устройства дворцовых дворов уходит в глубь времен. Изысканное убранство дворов, предназначенных для отдохновения, оживляло внешне суровый крепостной ансамбль, наполняя его светом и пышной зеленью.
  3. Мукарны. Своды арок образованы мукарнами – характерными для мусульманского декора выступами, нависающими друг над другом рядами, как сталактиты. Их сложный геометрический узор напоминает пчелиные соты.
  4. Райский сад. Первоначальные арабские названия помещений до нас не дошли. Так называемый Дворик львов, разделенный на четыре части крестом мраморных стоков, полных воды, когда-то был засажен благоухающими цветами и напоминал яркий ковер. Такой двор-сад воплощал собой мусульманские представления о рае.
  5. Фонтан. В центре двора – фонтан в виде большой чаши, которую поддерживают 12 каменных львов. Из львиных пастей текут тонкие водяные струйки и, играя, падают в бассейн. Брызги наполняют сухой воздух влагой, а журчание струй дарит ощущение прохлады и покоя.
  6. Стоки для воды. Двор вымощен плитами. Вода по прорезанным в плитах 4-м узким стокам стекает от павильонов к расположенному в центре фонтану.
  7. Зал королей. Зал королей занимает восточную часть Дворика львов. Пространство зала организуют 3 расположенные друг за другом узорчатые гипсовые арки со сталактитообразным декором в форме пчелиных сот. Поверхность стен и потолков вышно украшена изразцами и резьбой по гипсу с затейливой паутиной геометрических узоров. По одной стороне узкого и длинного зала расположены 3 портика, выходящие во двор. По другой – обрамленные арками альковы с уникальной росписью потолков, выполненной по обшивке из бараньей кожи.
  8. Королевская резиденция. Дворец построен на месте, где прежде находилась крепость Алькасада, датируемая XI веком. Дворцовые дворы, объединенные анфиладами личных покоев и парадных залов, спускаются вниз по уступам холма.
  9. Двор воды. Прямоугольный двор закрыт со всех четырех сторон: по бокам тянутся сплошные стены, торцы замываются аркадами. По центру проходит наполненный водой канал, обрамленный светлыми на фоне зелени дорожками. Двор относится к садам Хенералифе – летней резиденции альгамбрских государей, тенистые веранды которой возвышаются над городом.
  10. Узор. Арки покрыты тонкой орнаментальной резьбой, выполнявшейся по сырому гипсу. Яркие лучи солнца рождают на поверхности рельефного каменного кружева живую игру света и тени.
  11. Мусульманский декор. Характерная черта мусульманского декора – орнамент с геометрическими, растительными мотивами и причудливой арабской вязью. Разнообразные ажурные узоры с тончайшей проработкой деталей объединяют отдельные части интерьера в единой целое.
  12. Композиционные ритмы. Сложные ритмы, возникающие в результате повторяющихся элементов аркады, расположение изящных колонн, стоящих то одиноко, то по две или по три, создают в небольшом дворе ощущение исполненного легкости простора.
  13. Львы. Алебастровую чашу поддерживают львы – древний символ царской власти. Архаичные фигуры зверей были куплены Юсуфом в усадьбе X-XI веках, находившейся неподалеку от Гранады.

    Источники:

  • Боговая И.О.,Фурсова Л.М. "Ландшафтное искусство", Агропромиздат, 1988 г.
  • Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Ожегов С.С. “История ландшафтной архитектуры” Архитектура-С. Москва. 2003