Архитектурная Энциклопедия Барановского
Просмотр
- Том 1.
АРХИТЕКТУРА ИСПОВЕДАНИЙ
- Том 2
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
- Просветительные учреждения
- Музеи | просмотр: 1 | 2 |
- Библиотеки
- Университеты и обсерватории
- Высшие художественные школы
- Высшие технические школы
- Средние школы | просмотр: 1 | 2 |
- Низшие школы
- Органы государственного управления
- Законодательные и представительные учреждения | просмотр: 1 | 2 | 3 | 4 |
- Административные учреждения
- Судебные и карательные учреждения
- Профессиональные учреждения
- Разные учреждения
- Архивы
- Пожарные депо
- Почта и телеграф
- Вокзалы
- Маяки и портовые сооружения
- Больницы | просмотр: 1 | 2 |
- Приюты, богадельни, дома для рабочих и пр.
- Просветительные учреждения
- Том 3.
ВЫСТАВКИ, ЗРЕЛИЩА, СПОРТ и т. п.
- Выставки
- Театры | просмотр: 1 | 2 | 3 |
- Панорамы
- Концертные залы, кафе-концерты и пр.
- Клубы
- Кургаузы, казино
- Купальни, ванные здания и пр.
- Спорт
- Цирки
- Том 4.
ЖИЛИЩА И СЛУЖБЫ
- Дворцы | просмотр: 1 | 2 | 3 |
- Загородные дворцы, охотничьи замки | просмотр: 1 | 2 |
- Дома-особняки
- Городские обывательские дома
- Торговые и доходные дома
- Виллы, дачи и загородные дома | просмотр: 1 | 2 | 3 |
- Гостиницы
- Рестораны
- Казармы
- Хозяйственные постройки
- Дворцы | просмотр: 1 | 2 | 3 |
- Том 5.
УЛИЦЫ, ПЛОЩАДИ, ПАРКИ
- Улицы и площади | просмотр: 1 | 2 | 3 |
- Сады и парки
- Памятники
- Триумфальные ворота
- Фонтаны, бассейны, каскады и пр.
- Разные уличные сооружения
- Разные садовые сооружения
- Праздничные и траурные декорации
- Том 6.
ЧАСТИ СООРУЖЕНИЙ
- Детали фасадов
- Проемы в стенах
- Выступы на фасадах
- Отделка помещений | просмотр: 1 | 2 | 3 |
- Лестницы
- Ограды и проемы в них
- Архитектурные этюды и фантазии
- Виньетки
- Стаффаж
- Том 7.
- ДЕТАЛИ
- Архитектурные и скульптурные детали
- Детали колонн и пилястр
- Кариатиды и атланты
- Тимпаны и замки
- Кронштейны, консоли, модульоны
- Картуши, подвесы и концы
- Накладной орнаменти перекрытия проемов
- Фризы и пояски
- Карнизы
- Обработка концов деревянных брусьев
- Аттики
- Фронтоны (каменные и деревянные)
- Акротеры
- Венчания, башни, пинакли
- Флагодержатели, железные анкеры, аграфы
- Башенные часы
- Дымовые трубы
- Вазы и урны
- Декоративные панно
- Листья, гирлянды и венки
- Орлы, львы, слоны и другие животные
- Химеры, грифоны и конные группы
- Маски
- Медальоны, медали
- Фигуры и группы
- Заполнение проемов
- Части балконов, навесы, козырьки
- Мебель и детали внутреннего убранства | просмотр: 1 | 2 | 3 | 4 |
- Ограждения лестниц и подъемных машин (кабин и шахт лифтов)
- Столбы и решетки оград
- Архитектурные и скульптурные детали
О составителе
Барановский Гавриил Васильевич – архитектор и издатель. В его энциклопедии содержатся чертежи и фотографии лучших и достойнейших, на взгляд автора, архитектурных объектов конца XIX века как Росии, так и Европы.
Богатство и количество представленного материала поможет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, получить вдохновение и массу идей для своей работы. Ведь как известно, новое — это хорошо забытое старое :-)
Предисловие автора
В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.
Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.
Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.
Наше увлечение легко поймет тот, кто хоть на минуту отдавался исследованию какой-либо области искусства или знания. Там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, — каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века.
С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.
Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.
Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)
(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.
Г.В. Барановский
О хронологии
Если при некоторых проектах не поставлены точные даты, то это сделано во избежание ошибок. Тем не менее мы старались во всех таких сомнительных случаях сохранить последовательность размещения, соответствующую действительности, чем восполняется до некоторой степени указанный недостаток.