Архитектурная отмывка – танцуют все!
Всем, поступившим в архитектурные ВУЗы, надо четко понимать существующие положение вещей, чтобы временами не чувствовать себя выпавшими из реальности муми-тролями. Мой приход случился на первом же занятии, когда нас посадили от руки рисовать прямые, параллельные друг другу линии. Ага, как в первом классе в прописях. Я тогда впечатлилась тем, что сотня не самых глупых юношей и девушек, год своей жизни потративших на серьезнейшую подготовку для поступления в высшее учебное заведении, прошедших большой конкурс, занимаются в итоге вот этим самым…
Итак, первые два года вас будут учить двум вещам — чертить и клеить макеты. ВСЕ! То есть ремеслу, с помощью которого предположительно Вы сможете излагать свои мысли по поводу преобразования пространства другим людям.
Была еще одна цель у этого странного предмета «Введение в архитектурное проектирование». Раскрепостить пространственную фантазию студентов и научить работать с полу абстрактной пока еще формой. Цель более чем достойная и правильная, но она утеряна за годы существования устоявшегося академического курса, который не менялся уже очень-очень давно. (Если при слове «клаузура», изначальный смысл которой «а теперь давайте смело пофантазируем на тему и быстро, никого не стесняясь, набросаем, что мы об этом думаем», Вы не вздрагиваете, поздравляю, Вам очень повезло с преподавателем, который еще помнит и понимает, где и зачем он находится).
А теперь наберемся храбрости и произнесем в слух этот ужасный секрет: объективное состояние современных технологий таково, что умения красиво чертить (именно красиво, то есть аккуратно и презентационно) и в меньшей степенью макетировать уже давно не нужны практикующим архитекторам.
Речь не идет о ручном черчении как таковом, нужность которого никто не оспаривает, речь идет о презентационной роли этого навыка. Его давно заменили программы для трехмерного моделирования и визуализации, которые справляются с этим не в пример лучше, экономя массу сил и рабочего времени. А макеты, как всем известно, уже во время диплома большинство предпочитают заказывать у специальных людей.
Вопрос. Зачем тогда уйму времени студенты архитектурных вузов тратят на обучение навыкам, которые никогда им не понадобятся?
Если еще можно понять черчение архитектурных ордеров (наследие, стройная система, где функция и форма слились в творческом экстазе, к которому все мы должны стремится и т.п.). То зачем нужна отмывка? Техника, безусловно, достойная. Род искусства, до появления импрессионистов, чуть ли не единственный способ применение акварели, который всего лишь служил для того, чтобы придать чертежу объем и продемонстрировать, как изображаемый объект, будет выглядеть воплоти. Незаменимая когда-то технология, но давно устаревшая, как вышивание гладью.
В общем и целом — отмывка, это на самом деле академический рудимент, ритуальная пляска, единственной функцией которой является жертвоприношение в виде немалого куска учебного времени в знак респекта преподавателям, в эпоху которых компьютерные технологии еще не были общедоступны. А по чесноку — «дедовщина». «Мы мучились, и вы помучайтесь. А вот у нас компьютеров не было!» Скажу больше, ей еще и не учат должным образом, потому что, как и с любым другим ремеслом, практические навыки его можно получить только непосредственно от мастера, если он конечно захочет ими поделиться. Отгадайте, какой процент преподавательского состава, прошедший эту систему, умеет отмывать…, а какой из этих немногих хочет поделиться?
В итоге неплохо курсовые работы по отмывке выходят только у очень аккуратных флегматиков, которым темперамент позволяет никуда не спешить и безопасно для психического здоровья загубить пару подрамников, пока не выйдет, либо у потомственных архитекторов, кому родители дома все фамильные приемы покажут по большому секрету. Остальные чувствуют себя средних размеров парнокопытными с загнутыми назад рогами, недостойными почетного звания «будущее архитектуры».
А те, кто пытается подойти к заданию творчески, и в вовсе получают по этим самым рогам. В мое время никого не порадовала отмывка Преображенской церкви, выполненная теплым чайным цветом на фоне огромной стилизованной под древнерусский надписью «Кижи», а другая работа, где вокруг вполне академически выполненной церкви была изображена роскошная орнаментальная рамка, и вовсе была отправлена на переделку. Выигрывают только скучные работы, правильные и сухие, вызывающие желание присесть рядом и завыть во всю глотку.
В общем, система по подавлению творческого начала под прикрытием традиций работает, но не на студентов, а на саму себя. И сам процесс выполнение не вызывает положительных эмоций. Потому что, это как ребенок, которого непонятно зачем рожаем, и родовые муки в сто раз сильнее, ибо во имя чего тужимся, не понятно.
Подобное положение дел, при котором в архитектурных ВУЗах студенты все еще занимаются отмывкой, озадачивает меня только тем, что при этом вытачивание макетов из дерева заменено таки революционным способом — макетированием из бумаги.
Так что, друзья мои, если отмывка вам еще предстоит, мужайтесь. Это нужно просто пережить любым доступным для вашей совести способом. И даже если вы просто найдете кого-то, кто сделает это за Вас, поверьте — Вселенная не заплачет.
Но если вы настроены, как истинный самурай, сделать все сами, вот несколько советов из старого учебника по техники отмывки, которые, возможно, вам пригодятся (по крайней мере, в свое время мне бы они совсем не помешали):
Как делать архитектурную отмывку:
- Материалы и общие рекомендации при работе в технике заливки
- Приемы заливки
- Общие положение при отмывке сложных объектов
- Отмывка архитектурного чертежа. Порядок работы