Ансамбль Афинского акрополя / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Ансамбль Афинского акрополя

Название: Ακρόπολη Αθηνών (el), Acropolis of Athens (en)
Местонахождение: Афины (Греция)
Создание: ок 5 в . до н.э.

Основные строения:

Композиция Афинского акрополя

Акрополь Афин, разрушенный во время войны с персами в 480 г. до н. э., был окончательно перестроен в том состоянии, что дошел до нас, во второй половине V века. Над созданием нового Акрополя работал целый ряд мастеров, общее же руководство принадлежало другу Перикла, крупнейшему из афинских скульпторов —Фидию.

Акрополь представляет собой небольшой, круто поднимающийся продолговатый холм. Только узкая западная сторона была более отлогой. Во второй половине V в. до н. э. на вершине этого холма было воздвигнуто несколько зданий. В распределении их отсутствовала строгая симметрия, наоборот, господствовал, принцип живописной планировки, то есть перед приходившим на Акрополь последовательно открывался ряд панорам.

На Акрополь вступали по отлогому западному склону холма, над которым поднималось здание Пропилей. Парадный вход на Акрополь — Пропилеи — был построен архитектором Мнесиклом в 437–432 гг. до н. э. Сооруженное из мрамора великолепное здание состояло из главного корпуса, имевшего снаружи колоннады дорического, а внутри ионического ордера, и двух пристроек — северной и южной, причем первая значительно превосходила размерами вторую. Перед южным крылом помещался на особом выступе стены небольшой храм Ники Аптерос. В силу этого для зрителя, вступавшего по западному склону на Акрополь, вид Пропилей и храма Ники представлял вполне уравновешенное целое без скучного однообразия повторений.

Упомянутый мраморный храм Ники Аптерос (Бескрылой) был сооружен между 450 и 420 гг. до н. э. по проекту архитектора Калликрата. Это изысканная небольшая постройка (длина 9,5 м, ширина 6,8 м) представляла собой амфипростиль ионического ордера, имевший с фасадных сторон по четыре колонны.

Пройдя через Пропилеи, посетитель вступал на находившуюся за ними площадь. Отсюда он мог видеть колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия, которая стояла невдалеке, и находившиеся на втором плане храмы — Парфенон и Эрехтейон. В этой панораме центральное место занимала статуя Афины, которой подчинялись расположенные за ней постройки.

Когда посетитель миновал статую Афины, проходя несколько правее ее, как обычно шли культовые процессии, перед ним открывался вид на Парфенон, причем этот храм был виден с угла, т. е. в три четверти. Продолжая двигаться в том же направлении дальше, посетитель настолько приближался к Парфенону, что его уже нельзя было охватить взглядом, и тогда центром панорамы становился Эрехтейон; сложный по плану храм представал с этой стороны, также с угла, и позволял сразу почувствовать богатство и разнообразие форм данного сооружения. Наконец, пройдя между Эрехтейоном и Парфеноном, посетитель достигал площади, на которой стоял алтарь Афины. Сюда выходил главный (восточный) фасад Парфенона.

    Источники:

  • Брунов Н.И. "Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон", Москва "Искусство" 1973 г.
  • The Acropolis at Athens. Conservation restoration and research 1975-1983. 1985г.
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил