Вилла Фарнсуорт (Стеклянный дом)
Стеклянный дом Филлипа Джонсона (ученик Мис ван дер Роэ)
Загрузить чертежи:
Архитектор Мис ван дер Роэ и его метод
Среди мастеров современного зодчества Мис ванн дер Роэ был, пожалуй, самым последовательным приверженцем раннего модернизма – стиля подчеркнуто геометрических форм.
В отличие от Ле Корбюзье и Алвар Аалто, которые после увлечения чистыми формами обратились к поискам более сложных пластических эффектов или к мотивам народного творчества, Мис ванн дер Роэ всю жизнь разрабатывал один архитектурный стиль. Он умел достичь максимального художественного эффекта минимальными средствами, сочетая жесткую стальную конструкцию и прозрачный стеклянный объем. Главную идею минимализма Мис Ван дер Роэ выразил в знаменитом афоризме: «Малое заключает в себе большое». Дом Фарнсуорт, расположенный на северном берегу реки Фокс в 96,5 км от Чикаго, замышлялся как современная вилла, в которой можно укрыться от городской суеты. Назначение дома, а также лаконичные архитектурные формы, которыми были знамениты храмы античной Греции, роднят творение Мис ванн дер Роэ со знаменитой виллой «Ротондой» Андреа Палладио, построенной четырьмя веками раньше.
Безукоризненно простая конструкция, помещенная в идиллический ландшафт, является ярким воплощением модернистской сдержанности и классической простоты.
Дом Фарнсуорт был построен по заказу доктора Эдит Фарнсуорт для воскресного отдыха. По окончании строительства хозяйка заявила, что недовольна его результатом. Несмотря на это, она жила в этом доме на протяжении 17 лет.
Архитектура виллы Фарнсуорт
- План. План отражает идею максимальной прозрачности здания и его зрительной связи с ландшафтом. Дом состоит из трех сообщающихся зон: открытой приподнятой над землей площадки, затененной крышей террасы и остекленной жилой части. В закрытом перегородками центральном помещении расположены две ванные комнаты, кухня, ками и кладовки. Так же скрыты все инженерные сети, поэтому чистота и простота фасадов не нарушены ни трубами, ни проводами.
- Интерьер. Ванные комнаты и хозяйственный блок, расположенные в центре здания, окружены легкими перегородками. Остальные помещения едва намечены и как бы перетекают одно в другое. Скупо обставленные спальни, гостиные и столовые предполагают у обитателей дома спартанские привычки.
- Мраморные плиты. В мраморные плиты вставлены дренажные трубки для пропуска влаги. Это обеспечивает ровное мощение крыльца, создавая идеально гладкую горизонтальную поверхность.
- Вертикальная стойка. Стальные вертикальные стойки поднимают пол над землей на высоту 1,2 метра. Кажется, что здание парит в воздухе.
- Безупречная чистота. Оцинкованная стальная рама окрашена белой эмалью и отполирована до блеска. Безукоризненная отделка скрывает все строительные швы.
- Скрытые узлы конструкции. Стальная рама сварена с виртуозным мастерством и точностью. Швы тщательно загрунтованы, скрыты и все прочие узлы конструкции.
- Минимализм. Сдержанная элегантность стальных конструкций и остекления достигнута путем тщательной обработки каждой детали строения – все инженерные сети, дренажи, стыки элементов каркаса очень точно подогнаны друг к другу. Строгий, аскетичный стиль архитектурных произведений Мис ванн дер Роэ и его последователей получил название «минимализм».
- Сплошное остекление. Панели сплошного остекления помещены между стальными стойками каркаса и прочно установлены в стальных пазах. Вентиляция осуществляется через двери и единственное открывающееся окно.
- Прозрачность. После того как близ дома проложили дорогу, а через реку устроили переправу, стены пришлось закрыть от любопытных взоров шелковыми шторами. Стеклянный куб утратил свою прозрачность.
- Ступени лестницы. Открытая площадка замощена травертином, из него же сделаны прямоугольные ступени лестницы, по форме похожие на горизонтальные панели.
- Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. "Архитектура". - М.: Архитектура-С, 2009. - 160с., ил.