Драматический театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Драматический театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону

Название: Ростовский театр драмы имени М. Горького (ru), Maxim Gorky Academic Drama Theater (en)
Другие названия: Драматический театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону / Ростовский трактор
Местонахождение: Ростов-на-Дону (Россия)
Создание: 1932 - 1935 гг.
Стиль: Советский конструтивизм
Архитектор(ы): Владирим Щуко, В.Г. Гельфрейх, при участии И.Е.Рожина и Я.Б.Сегала

Из книги «Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ» издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1948 год

Важнейшее значение здания театра в ансамбле города выражено в постановке здания Ростовского театра имени Горького, построенного в 1930 году по проекту академика В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Для театра отведена площадь между сильно разросшимися и сблизившимися Ростовом и Нахичеванью. Просторная площадь, террасами ниспадающая к берегу Дона, превращена в великолепный городской сад и сквер. Здание театра поднято на высокое плато, к нему ведут монументальные лестницы и пандусы подъезда к входам в верхний вестибюль.

Мощный объем здания стремительно повышается к переднему фронту и обрывается мраморным лбом, нависшим над стеклянной стеной главного фойе. Через этот громадный витраж внутреннее пространство здания открывается к безбрежным далям Дона. По бокам театра две стеклянные галереи, опирающиеся на стройные колоннады и высокие стеклянные башни лестниц, энергично выдвигаются перед фронтом здания и включают в его объятия пространство площади.

Но верные начала единства здания и окружения нарушены.

Динамика оголенных геометрических объемов здания слишком контрастирует со спокойствием органических форм окружающей здание природы. Контрасты обострены и в самой композиции здания — в противопоставлении легких несущих и тяжелых несомых элементов, в противопоставлении горизонталей стилобата, лестниц, галерей вертикалям башен.

Вся композиция здания построена на этих обостренных контрастах объемов, форм, материалов, на предельном напряжении видимых конструктивных элементов, на гамме чисто внешних, формалистических средств, на фетишизации стекла и железобетона, отодвинувших на второй план задачи формирования образа здания.

Во внутреннем строении театра остроумно разрешена сложная задача расположения театрального зала на 2200 мест и концертного зала на 900 мест с удобной системой вестибюлей, лестниц и кулуаров, позволяющей залам функционировать независимо и без взаимной помехи.

Многообразно оборудована обширная сцена по проекту инженера И. В. Экскузовича, но преувеличенные размеры сцены и обслуживающих ее помещений затрудняют эксплоатацию театра, особенно для драматических постановок.

В зрительном зале преувеличенного объема не удалось добиться полноценных условий слышимости, несмотря на ряд сложных приспособлений, снизивших архитектурные качества зрительного зала.

При предстоящем восстановлении и переустройстве Ростовского театра, разрушенного немецкими варварами, отдельные неудачи творческого эксперимента будут, несомненно, устранены.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.