Мавзолей Тадж-Махал в Агре / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Название: ताज महल (хинди), تاج محل‎, (урду), Taj Mahal (en)
Местонахождение: Агра (Индия)
Создание: 1632–1653 гг.
Архитектор(ы): предположительно Устад-Иса
Основатель/Заказчик: император Великих Моголов Шах-Джахан

Мавзолей, созданный в память о жене императора Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан)

Архитектура

  1. План ансамбля Тадж-Махал. Основная ось симметрия ансамбля идет с севера на юг – от ворот к усыпальнице. Линии крестообразно расположенных каналов (символ четырех райских рек), подчеркнутые фонтанами и кипарисами, пересекаются в небольшом беломраморном бассейне. Мечеть и Дворец отдохновения дополняют строгую геометрию композиции.
  2. Купол. Главный купол, венчающий здание мавзолея, покоится на барабане, окруженном 4 ортогональными башнями с небольшими куполами. Высота главного внутреннего купола 24,4 метра; высота простирающегося над ним огромного внешнего купола – 61 метр – он нависает над ансамблем наподобие гигантской раковиной.
  3. Шпиль. Главный купол увенчан медным шпилем, высота которого 17, 1 метр.
  4. Изысканный декор. Сводчатые ниши обрамлены изящным цветочным орнаментом, выложенным из полудрагоценных камней (горного хрусталя и лазурита), и каллиграфическими надписями. Узор продолжается в рельефах простенков и на сводах интерьера.
  5. Главное здание. Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. В нем похоронена любимая жена Шах-Джахана Мумтаз. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора – для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.
  6. Образ рая. Сад, занимающий площадь 6,9 гектаров, воспроизводит образ «земного рая». Изначально сад был засажен экзотическими цветами и деревьями.
  7. Мраморная платформа. Мавзолей возведен на мраморной платформе, благодаря которой он будт парит над долиной реки. Каменная ограда защищает сад от речной сырости и эрозии.
  8. Фонтаны. Ось симметрии сада подчеркнута рядом фонтанов. Вода для наполнения канала и орошения сада сначала поступала из реки в подземное хранилище.
  9. Вода. Значение воды – источника жизни – было столь велико, что ее использование приобретало изысканные формы, в которых религиозные образы сливались с хитроумными способами борьбы с жарким и сухим климатом.
  10. Кипарисы. Ко входу ведет каменная дорога, окаймляющая канал. Вдоль дороги выстроились ряды кипарисов. Деревья отбрасывают четкие тени и подчеркивают пространственную перспективу.
  11. Мраморные ленты. Все здания опоясывают ленты фризов из белого мрамора. Мрамор инкрустирован драгоценными камнями, янтарем, кораллами, нефритом и лазуритом. Изящный цветочный узор в исламской традиции – символ небесного царства.
  12. Каллиграфические надписи. Арку входа обрамляют инкрустированные черным камнем каллиграфические надписи, в которых запечатлены строки Корана.
  13. Материалы. Мавзолей сооружен из камня и щебня и облицован тонкими мраморными плитами, скрепленными металлическими штифтами.
  14. Сводчатая ниша. Двери сводчатой нише ведут в центральную часть здания. Там, отгороженный резной мраморной ширмой, стоит саркофаг. Однако настоящая гробница расположена в подземном помещении, прямо под местом за ширмой.
  15. Композиция. Высокие минареты играют важную роль в композиции, подчеркивая величие центрального здания.

    Источники:

  • Всеобщая История Искусств, том второй Искусство Средних веков “ИСКУССТВО”, Москва, 1961