Школа искусств в Глазго / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Школа искусств в Глазго

Название: Glasgow School of Art (en)
Другие названия: Школа Искусств Глазго
Местонахождение: Глазго (Великобритания)
Создание: 1897 - 99 гг. (1-ый этап), 1907 - 09 гг. (2-ой этап)
Стиль: Модерн
Архитектор(ы): Ренни Макинтош

В 1895 году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго. На конкурсе победил молодой архитектор Чарльз Ренни Макинтош, и в результате на свет появилось выдающееся произведение зодчества. Из-за недостатка средств строительство было разделено на два этапа. Первый этап (1897-99 гг.) завершился возведением башни главного входа на северном фасаде. Последовавший затем длинный перерыв позволил архитектору тщательно проработать проект. Западное крыло (1907-09 гг.) здания с его эффектно взмывающим вверх торцевым фасадом и великолепной двусветной библиотекой уже являет собой работу зрелого мастера.

В оригинальном художественном стиле Макинтоша соединились мотивы английского движения «Искусства и ремесла» и европейского авангарда. Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанностью форм – все эти качества создали Макинтошу репутацию выдающегося художника.

Архитектура здания школы

  1. Основные параметры и этажность. Длина здания 75 метров, ширина 28 метров. Кроме пяти основных этажей, в нем имеется чердачный этаж для мастерских, добавленный на втором этапе строительства. Перепад высот, составивший с севера на юг 10 метров, помог создать эффектную вертикаль западного фасада.
  2. Северный фасад. Здание имеет Е-образную форму. Рисовальные студии и архитектурные мастерские в основном расположены вдоль северного фасада школы. Другие учебные и служебные помещения – в восточном крыле. На зада выходят главный лекционный зал, библиотека и несколько студий.
  3. Расположение окон. Легкая ассиметрия во всех частях здания придает композиции живописность, свойственную народной архитектуре. Например, на северном фасаде два крайних окна на одну панель уже, чем остальные проемы.
  4. Эркеры. На западном торце здания на высоту трех этажей вытянуты окна-эркеры. Они освещают расположенный за ними двухсветный зал библиотеки и создают впечатление, что фасад как бы стремлен ввысь.
  5. Крыша. Широкие свесы крыши защищают окна рисовальных студий от прямого солнечного света и придают выразительность силуэту крыши.
  6. Окна мастерских. Большие окна-витражи обеспечивают хорошее естественное освещение. Контрастируя с массивным каменным фасадом, они напоминают одновременно о стиле эпохи Елизаветы I и о крупных стеклянных элементах, характерных для современной архитектуры.
  7. Ограждения. Столбики металлической ограды украшены геральдическими виньетками с кельтскими и японскими мотивами.
  8. Освещение. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна нижних помещений.
  9. Фасад. Композиция фасада отражает внутреннюю структуру и пространственную организацию здания. Эта черта сближает творчество Макинтоша с авангардным направлением в архитектуре XX столетия.
  10. Цветной витраж. Дверь первого этажа украшена цветным витражом. Рисунок включает характерные для Макинтоша элементы – «древо жизни», которое превращается в женское лицо и бутоны роз. Эти стилизованные, эротические и в то же время символические мотивы отражают разные стороны творческой индивидуальности мастера.
  11. Библиотека. По периметру двусветной библиотеки идет балкон, подвешенный на верхнем перекрытии. Интерьер, освобожденный от лишних опор, необыкновенно просторен и изящен. Балюстрада балкона выполнена из тонких расщепленных пластин мореного дуба с вкраплениями светлого тона. Формы ламп, мебели и изысканный рисунок всех деталей образуют цельный архитектурный ансамбль интерьера, создающий особую атмосферу для сосредоточенный занятий.
  12. Ниши. В толще стены устроены ниши с цилиндрическими постаментами, где предполагалось установить аллегорические скульптуры изображения видов искусства. Скульптуры не были выполнены, но ниши с постаментами сами по себе подчеркивают простоту и мощь каменного фасада, оставаясь важными элементами композиции.
  13. Контрастная фактура камня. Грубо обработанный камень стен мастерских контрастирует со шлифованной поверхностью стены в нижней части западного фасада. Граница между ними подчеркнута выступающим горизонтальным поясом.
  14. Западный вход. Западный вход отличается особой монументальностью благодаря сложному рисунку обрамления. Необычный ступенчатый портал предвосхищает мотивы стиля арт-деко.
  15. Западный и восточные фасады. В мощной композиции западного фасада жесткость сочетается с асимметрией, характерной для традиционной народной архитектуры. Особенности внутренней структуры здания снаружи выразились в контрастном противопоставлении крупных стеклянных витражей с массивом глухой стены. На восточном фасаде формы башен и ребер напоминают архитектуры XIX века, известную как «стиль шотландских баронов».