Большой цирк в Риме (Circus Maximus) или цирк Нерона и Калигулы / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Большой цирк в Риме (Circus Maximus) или цирк Нерона и Калигулы

Название: Circus Maximus (la)
Местонахождение: Рим (Италия)
Создание:
  • Великий цирк вырос вокруг традиционного места проведения скачек (долина между Палатинским  и Авентинским холмами) еще со времен первых римских царей
  • В 329 г. до н.э. были устроены первые деревянные элементы
  • После великого пожара 64 года цирк был восстановлен Нероном.  До нашего времени не сохранился

Длина - 600 м, вместимость - 250 тыс. зрителей и столько же стоя, использовался для проведения скачем, мог разместить до 12 колесниц.  На этом объекте почти за 10 веков существования древнего Рима выкристаллизовалась функциональная схема современных ипподромов.

Описание из книги «Спартак» Рафаэлло Джованьоли

Цирк, построенный в 138 году от основания Рима первым из царей, Тарквинием Древним, после взятия Апиол был расширен и разукрашен последним из царей, Тарквинием Гордым; он стал называться Большим с 533 года римской эры, когда цензор Квинт Фламиний выстроил другой цирк, названный его именем.

Большой цирк, воздвигнутый в Мурсийской долине между Палатинским и Авентинским холмами, к началу описываемых событий еще не достиг того великолепия и тех обширных размеров, какие придали ему Юлий Цезарь, а затем Октавиан Август. Все же это было грандиозное и внушительное здание, имевшее в длину две тысячи сто восемьдесят и в ширину девятьсот девяносто восемь римских футов; в нем могло поместиться свыше ста двадцати тысяч зрителей.

Цирк этот имел почти овальную форму. Западная часть его была срезана по прямой линии, а восточная замыкалась полукругом. В западной части был расположен оппидум — сооружение с тринадцатью арками, под средней находился главный вход — так называемые Парадные ворота; через них перед началом ристалищ на арену входила процессия, несшая изображения богов. Под остальными двенадцатью арками расположены были конюшни, или «камеры», в которых ставили колесницы и лошадей, когда в цирке происходили бега, а в дни кровопролитных состязаний, любимого зрелища римлян, там находились гладиаторы и дикие звери. От оппидума амфитеатром шли многочисленные ряды ступенек, служивших скамьями для зрителей; ступеньки пересекались лестницами: зрители всходили по ним чтобы занять свои места. К этим лестницам примыкали другие, по которым народ направлялся к многочисленным выходам из цирка.

Вверху ряды оканчивались аркадами, предназначенными для женщин, которые пожелали бы воспользоваться этим портиком.

Против Парадных ворот устроены были Триумфальные ворота, через которые входили победители, а с правой стороны оппидума были расположены Ворота смерти; через эти мрачные ворота служащие цирка при помощи длинных багров убирали с арены изуродованные и окровавленные тела убитых или умирающих гладиаторов.

На площадке оппидума находились скамьи для консулов, высших должностных лиц, для весталок и сенаторов, тогда как остальные места ни для кого особо не предназначались и не распределялись.

По арене между оппидумом и Триумфальными воротами тянулась низкая стена длиной приблизительно в пятьсот футов, именовавшаяся хребтом; она служила для определения дистанции во время бегов. На обоих ее концах было несколько столбиков, называемых метами. На середине «хребта» возвышался обелиск солнца, а по обеим его сторонам расположены были колонны, жертвенники и статуи, среди которых стояли статуи Цереры и Венеры Мурсийской.

Внутри цирка по всей его окружности шел парапет высотой в восемнадцать футов, он назывался подиумом. Вдоль него пролегал ров, наполненный водой и огороженный железной решеткой. Все это предназначалось для охраны зрителей от возможного нападения диких зверей, которые рычали и свирепствовали на арене.

    Источники:

  • П.П. Гнедич "Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура". Современная версия Москва "Эксмо", 2009 г.
  • Рафаэлло Джованьоли "Спартак". Перевод с итальянского А. Ясной под ред. В. Узина. Днепропетровск: Промiнь, 1985