Конкурсный проект на здание Оперно-драматического театра в Ростове-на-Дону Григория Бархина
Проект получил первую премию конкурса, но реализован не был. В итоге театр был построен по проекту В.А.Щуко, В.Г. Гельфрейха, удачно совместившем в себе черты классической архитектуры с приемами конструктивизма, созвучными эпохе. Для театра было выбрано другое место - напротив того, что предлагалось на конкурсе - с северной стороны площади.
Программа конкурса (1930 г.)
Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.
Объявленный в 1930 г. всесоюзный архитектурный конкурс на составление проекта большого театра для Ростова-на-Дону можно рассматривать как начало проектирования у нас значительных по масштабу и сложных по заданию театральных зданий.
Программа театра была хорошо и полно разработана и предусматривала развитую сцену и целый ряд новых вспомогательных помещений для работников сцены: студню, клуб, гимнастический зал, репетиционные залы и прочие. Кроме зрительного зала на 2 500 чел., в театре намечался концертный зал на 800 чел. Для публики были предусмотрены выставочные помещения, театральный музей, детские помещения и многие другие.
Проект архитекторов Г. Б. и М. Г. Бархиных
Проект архитекторов. Бархиных, получивший на этом конкурсе 1-ю премию, представляет комплекс многообразных помещений театра нового типа, увязанных в одно архитектурное целое. Планы решены открытой застройкой. В первом этаже из вынесенного наружу портика главные входы ведут в кассовый вестибюль с кассами, отнесенными от основного потока движения направо и налево. Из главного вестибюля осевой и боковые входы ведут в помещение гардероба, который расположен отдельными участками по пути движения в зал и к лестницам на балкон. Лестницы размещены радиально по внешнему периметру здания, симметрично главной оси. Курительные, туалетные и уборные помещения отнесены в глубину кулуаров. Зрительный зал решен в виде полного эллипса.
Партер, переходящий в амфитеатр, занимает в плане круг, урезанный порталом и ограниченный невысоким вертикальным уступом, на котором в задней части запроектирован один балкон. Длина зала — 40 м. ширина — 36 м, ширина портала — 16 м. Перед залом в передней части театра просторное, двусветное, хорошо освещенное фойе, обращенное на главный фасад, с выходом на наружную террасу.
С боков зала по поперечной оси размещены два фойе. Одно из них связывает зрительный зал и кулуары с обширным буфетом. Буфет вынесен в крыло, представляющее переход между зрительным залом театра и концертным залом. Концертный зал на 750 чел. с эстрадой запроектирован в отдельном крыле с самостоятельным входом, гардеробами, парадными лестницами и пр.
Сцена с вынесенной вперед авансценой и широким перекрывающимся оркестром, с боковыми карманами, с обширной арьерсценой и глубоким трехярусным трюмом оборудована жестким подвижным горизонтом и плунжерной системой подъемов. Такой же подъемный оркестр. Освещение сцены соответствует новейшим требованиям.
Для передних планов освещение вынесено в зал, через потолок. Над арьерсценой расположен большой декорационный зал. В проекте тщательно разработан вопрос о размещении декорационных складов, подаче и хранении декораций. В соответствии с программой этого конкурса, при сцене запроектированы клуб для артистов и ряд обслуживающих помещений (репетиционный зал, тренинг-зал и пр.). Комплекс этих специальных помещений образует заднюю пристройку к сцене.
Зал при очень большой вместимости (2 500 чел.) — умеренной высоты и небольшой по объему. Перекрытие зала плоское, наклонное к сцене в передней части над просцениумом для образования поверхности, отражающей звуки.
Архитектура основана на органическом объединении разнообразных отдельных объемов, образующих весь сложный театральный комплекс. Авторы стремились сообщить большому зданию легкость и гармонически сочетать все элементы в одно целое. Этот проект был принят к постройке, но осуществлен не был.
Проект архитектора И. Г. Глущенко
Этот проект, как и весь ростовский конкурс, остался не без влияния на работы последующего Харьковского конкурса и лег в основу проектов Свердловского театра и театра Красной Армии в Москве того же автора.
Организация театра решена в проекте архитектора Глушенко совершенно по-новому. Это относится и к общему очертанию театра, и к устройству гардероба, и к пандусам, заменяющим основные лестницы для загрузки зала, а главное — к устройству сцены, полукруглой в плане с очень удобными карманами, складами декораций и удачно расположенными по заднему полукругу артистическими уборными.
Вход в театральный зал организован по главной оси через кассовый вестибюль и по боковым проходам для лиц, имеющих билеты. Кассовый зал очень хорош. Расположение гардеробов в отношении лестниц и пандусов целесообразно. Удачно разрешены два самостоятельных входа со стороны главного фасада в концертный зал, расположенный на третьем этаже впереди зрительного зала. Помещение гардероба для концертного зала на промежуточном этаже под балконом несколько затеснено. Театральный зал решен партером с амфитеатром и одним балконом. Красивы в плане фойе и буфет.
Сцена оборудована двумя независимыми вращающимися кругами и кольцом. Авансцена сильно вынесена вперед. Карманы при сцене рационально поставлены непосредственно за защитным занавесом, с удобным сообщением извне. В целом, при общей простоте решения, проект Глущенко насыщен изобретательностью.
Внешняя архитектура здания, имеющего вид полукруглого цилиндрического объема на фоне сильно возвышающейся прямоугольной стенки, сама по себе выразительна, но в большой мере не доработана.
Проект академика В. А. Щуко и архитектора В. Г. Гельфрейха
Ростовский театр, законченным постройкой в 1936 г.. осуществлен по проекту акад. В. А. Щуко и арх. В. Г. Гельфрейха. Здание сильно пострадала в период ВОВ и было реконструировано со многими изменениями, в том числе уменьшен зрительный зал. Ниже приведено описание изначального вида театра.
Здание театра расположено в городском парке с соответствующим оформлением прилегающей его части. Перед театром две большие наружные лестниуы с пандусом, подводящим зрителя к главным входам.
Основной композиционный прием заключается в решении всего комплекса помещений в виде цельного замкнутого объема, причем зрительный зал устроен сплошным амфитеатром с одним балконом, а концертный зал размещен впереди, над фойе зрительного зала.
Очень просторен кассовый зал с расположенными здесь гардеробами для зрителей балкона. Передний, главный вход обслуживает основной зал; нижний вход под трибуной — для концертного зала. Гардеробы для части зрительного зала расположены по дуге под амфитеатром. Проход в зрительный зал второго этажа организован по угловым лестницам, размещенным вблизи основного гардероба; на балкон — по лестницам из первого гардероба.
Зрительный зал очень хорошей в плане подковообразной, почти круглой формы с широко раскрытым порталом, сильно вынесенным просцениумом и широким в значительной части перекрытым оркестром. Просцениум объединяется с зрительным залом при помощи двух игровых, оборудованных вращающимися кругами площадок, соединенных с залом лесенками. Сзади зрительного зала — ряд лож. Места расположены относительно пологим амфитеатром. Глубокий балкон, значительно выступающий, сильно приподнят над амфитеатром и потому не производит стесняющего зрителей впечатления. Наоборот, энергично приподнятый амфитеатр является очень выразительным моментом внутренней архитектуры зала. Размеры зала: максимальное удаление от сцены — 39 м, поперечник зала внизу — 35 м, на уровне балкона — 40,5 м. Стены зала облицованы частью искусственным мрамором, частью полированным деревом.
Главное фойе расположено по основной оси, обращено на фасад, просторно и нарядно, хотя несколько глубоко; по обе стороны его — гостиные комнаты и буфет.
Сцена большая, хорошего прямоугольного очертания, с карманами, размещенными по оси основного круга и примыкающими к удобно расположенным складам декораций. В задней части глубокая арьерсцена, которая вместе с тем может служить и для монтажа декораций. Артистические уборные, размещенные по большому периметру внутреннего служебного дворика, удобно устроены и хорошо обслуживаются гардеробом, фойе, буфетом.
Сцена Ростовского театра должна была быть оборудована механизацией по проекту инж.-арх. И. В. Экскузовича ) и в этом отношении представляла бы наиболее совершенную сцену в СССР. К сожалению проект этот не был осуществлен.
Расположение концертного зала на 4-м этаже (по существу даже на 5-м, если считать от низа наружных лестниц) высоко и не совсем удобно в отношении пользования общим с зрительным залом буфетом. Здание с боков окружено стеклянными галереями на колоннах, в которых размещены библиотека и музей.
Наружная архитектура в основном рассчитана на контраст высоких застекленных пилонов, заключающих парные лестницы, с гладкой каменной поверхностью лицевой стены. В свою очередь эта стена эффектно висит над огромным застеклением главного фойе, обрамленным с двух сторон пилонами, украшенными превосходной скульптурой. Скульптурные фризы, исполненные скульптором Корольковым, очень удачны и особенно выигрывают, находясь в простом окружении стеклянных поверхностей и гладкой каменной стены.
Наружная наклонная поверхность перекрытия зала — наименее удачный элемент внешней архитектуры этого крупнейшего театра, в целом очень свеже решенного. Здание облицовано белым гранитом, верхняя глухая часть фасадной стены отделана белым мрамором.
- А.Г. Бархина Г.Б. Бархин "Мастера архитектуры". Москва, Стройиздат, 1981 г.