Конкурс на проект Большого государственного оперного театра БССР в Минске / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Конкурс на проект Большого государственного оперного театра БССР в Минске

Название:
Местонахождение: Минск (Беларусь)
Создание: конкурсный проект (премирован), 1934 г.
Стиль: Советский конструтивизм
Архитектор(ы): Григорий Бархин, А. Троцкий, А. И. Голосов, И. Г. Лангбард

Программа конкурса

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР

Москва, 1947 г.

Наркомпрос БССР в 1934 г. объявил открытый и одновременно организовал закрытый архитектурный конкурс на Большой театр в Минске.

Результаты открытого конкурса остались неизвестны. В закрытом конкурсе участвовали архитекторы: Бархины. Голосов И., Лангбард, Троцкий, Лавров. Архитектору Лангбарду было поручено составление окончательного проекта, по которому театр и был закончен строительством.

Программа конкурса, состоявшегося после ростовского и харьковского, отразила в себе основные требования этих установочных для того времени конкурсов. Минский театр должен был «обеспечить наилучшие условия для оперных постановок и других массово-музыкальных зрелищ и в то же время учесть необходимость использования этого театра как для драматических постановок, так и для съездов и массовых собраний».

Зрительный зал должен был вмещать 2 250 чел. В организации зала программой допускалось, помимо партера и амфитеатра, не больше двух неглубоких балконов Максимальное удаление зрителей от портала сцены определялось в 30 м. Сцена задавалась очень развитой, сильно механизированной. Театр рассматривался как памятник Советской Белоруссии. Программой определялся очень большой оркестр (120 музыкантов). Постоянный состав работников сцены устанавливался в 250 чел. В числе других сложных требований, которые в то время считались обязательными, намечались: глубокий трюм с возможностью опускания в него целых постановок; большое количество помещений для хранения декораций (900 м2); большой декорационный зал (в два портальных зеркала) и т. д.

При осуществлении театра, вместе со снижением вместимости зала, была значительно сокращена и программа. Она учитывала уже состоявшееся решение ЦК ВКП(б) от 3/IV 1932 г. о перестройке литературно-художественных организаций и требовала во внешнем и внутреннем архитектурно-художественном оформлении установления синтеза всех видов искусств и выявления критического освоения лучших приемов и образцов классической архитектуры на базе достижении современной науки, техники и искусства».

Конкурсные проекты

Проект архитектора А. Голосова

Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект архитектора А. Голосова, планОсновная центральная часть — прямоугольная, к ней с боков примыкают два прямоугольных низких крыла с внутренними небольшими служебными дворами. Перед главным фасадом помещена наружная лестница с памятником в центре. Обширные трибуны по обе стороны лестницы и по бокам театра образуют стилобат под все здание. Наружная лестница подводит к основным входам в театр, над которыми размещены верхние трибуны; главное фойе — на уровне этих трибун. Со стороны переднего фасада расположен двойней ряд лестниц, ведущих снизу в главное фойе и далее на балконы. Зрительный зал прямоугольной формы окружен с трех сторон балконами Главное фойе удобно по пропорциям и парадно, но закрыто от главного фасада лестницами. Сцена — просторная с широко открытыми карманами и удобно расположенными складами декораций. Все вспомогательные и служебные помещения сцены и артистические уборные размещены в двух боковых крыльях, причем часть этих помещении значительно удалена от планшета.

Общий архитектурно-композиционный замысел, представляющий сочетание большого призматического объема главного здания театра с прямолинейными боковыми крыльями, очень ясен. Главный фасад решен легким центральным портиком на фоне крупно рустованной, убранной барельефами стены. Над антаблементом здание завершается мелко канеллюрованным аттиком, облегчающим здание кверху и сообщающим ему законченность. Переход от высокого центрального объема к низким крыльям достигнут двумя удачно поставленными призматическими пьедесталами со скульптурными группами на них. Ритмичный ряд главных входов образует горизонтальное членение пьедестала основного объема. В верхней части центральный портик заканчивается фронтальной скульптурной группой, хорошо вписанной в общим уступообразный силуэт передней части, декорирующей фасад. Вся архитектура, при некотором нарочитом упрощении деталей, очень цельна и масштабна.

Проект архитекторов Г. Б. и М. Г. Бархиных

Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект архитекторов Г. Б. и М. Г. Бархиных, планЗдание театра представляет большой члененный по высоте цилиндрический объем, на котором поставлен второй меньший и более низкий цилиндр; между ними переходная ступень. Спереди и сзади расположены два портика. Театр помещен на стилобат и ограничен колоннадной трибуной со стороны площади, на которой запроектирован памятник революции со статуей Ленина — в центре перед главным портиком. Театр с трибуной образует одно композиционное целое. Главный вход в театр со стороны ил. Коммуны. Запасные выходы размещены по периметру театра.

Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект архитекторов Г. Б. и М. Г. Бархиных, план 1-ого этажаВ плане здание представляет» полный круг, передняя половина которого занята зрительным залом с относящимися к нему помещениями; задняя отведена под сценическую часть. Зрительный зал вмещает 2 250 чел., из них 1 850 чел. размещаются в партере и амфитеатре, а 400 чел. на балконе. Уклон мест амфитеатра — 25 градусов. Балкон сильно приподнят над местами амфитеатра, имеет серповидную в плане форму и незначительное нависанне. Видимость со всех мест зала обеспечена на всю глубину сцены. Максимальное удаление зрителя от портала — 30 м. Кинокамера устроена в виде галереи с возможностью проекции кинокартин по всему периметру зала. Над киногалереей вокруг зала световой балкон. Все лестницы размещены по внешнему периметру и освещаются естественным светом. Гардеробы диференцнрованы: для партера и нижней половины амфитеатра — спереди у входов в зал, для остальных — сзади, против лестниц. Главное фойе расположено на втором этаже. В средней части фойе двусветное и развивается в зимний сад. Из главного фойе ведет проход в выставочное и музейное помещения. При балконе имеются свое фойе и буфет. Из фойе балкона открывается вид на зимний сад главного фойе.

Сцена с обслуживающими ее помещениями занимает заднюю половину театрального здания. Она сильно развита по площади. Непосредственно у портальной стены с двух сторон сцены размещены сценические карманы. В глубине арьерсцена, а за ней помещения дежурных декораций. Сзади арьерсцены — большие подъемники, позволяющие подавать из трюма готовые постановки. Основные склады декорационных помещений, реквизит и бутафория — на уровне планшета, в непосредственной близости от сцены. Механизация подвижной части сцены представляет гидравлическую плунжерную систему с подъемными планами. Сцена оборудована перемещающимся жестким горизонтом. Артистические уборные размещены в двух нижних этажах; в 3-м этаже — репетиционные залы, в 4-м большой декорационный зал.

В архитектурном отношении здание театра трактуется как памятник, который должен отражать успехи Белоруссии на всех фронтах социалистического строительства. Перед пилонами портальных арок у главного входа сильно выступают парные колонны, на которых размещены крупные скульптуры. По внешнему круглому периметру второго снизу уступа здания размещены статуи. Барельеф в верхней части переднего портика представляет отдельные эпизоды из истории Советской Белоруссии. Огромный венчающий барельеф на передней части верхнего цилиндра над главным входом изображает театрализованную интерпретацию героических деяний белорусского пролетариата.

Проект архитектора  А. Троцкого

Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект архитектора А. Троцкого, планТеатр представляет своеобразно задуманную композицию: основной объем, эллиптический в плане и сильно возвышающийся, поставлен в центре и окружен со всех сторон прямоугольной, относительно низкой застройкой, образующей сбоку два полуоткрытых двора и в задней части два закрытых служебных дворика. Средний поперечный объем, пересекающий сцену, несколько выше остальных. В передней части к основному эллиптическому объему примыкает главный вход, решенный пластичной стеной. Все здание поставлено на широкий ступенчатый стилобат, представляющий спереди трибуны с огромной наружно»! лестницей ио главной оси.

Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект архитектора А. Троцкого, планВ плане театр представляет правильный эллипс, поставленный большой осью перпендикулярно к порталу сцены. Переднюю половину эллипса занимает зрительный зал; заднюю — обширная сцена.

В первом этаже красиво, хотя несколько тесновато размещены гардеробы.

Во втором этаже перед зрительным залом по оси размещено главное фойе, а в крыльях — буфет, выставочный зал и музей. Хорошо решенные полукруглые парадные лестницы выводят в кулуары, окружающие зал и примыкающие к главному фойе. Удачно поставлены не в одном уровне с главным фойе светлые курительные, туалетные и уборные. Зрительный зал — красивой в плане формы полуэллипса, урезанного скошенными гранями глубокого просцениума. Места размещены партером и относительно пологим амфитеатром. Вокруг степ, начиная от просцениума, два балкона. Архитектура зрительного зала — стен, просцениума и плафона — эмоциональна и значительна по выражению.

Сцена — полуэллиптическая в плане с арьерсценой и глубокими карманами. Декорационные склады, помещения реквизита и бутафории расположены удобно. Артистические уборные решены хорошо, но несколько удалены от планшета.

Внешняя архитектура, хотя и несвободная от некоторого академизма, все же очень выразительна. Огромный овальный объем, решенный под Колизей и удачно члененный, проигрывает от застройки нижней части, не имеющей естественного основания и закрываемой в перспективе надвигающейся призматической нижней застройкой. Не вполне удачно решен и главный вход, незаконченный несколько в своей обработке. Вместе с тем проект по наружной архитектуре, с четкими, хорошо найденными общими пропорциями, ясным и выразительным силуэтом, сочной и ритмичной обработкой основного объема производит в целом внушительное впечатление монументального сооружения.

Проект арх. И. Г. Лангбарда

Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект И. Г. Лангбарда, план 1-ого этажа

Здание по переднему фасаду представляется полукруглым, по заднему — прямоугольным. Суженная средняя часть, расположенная за сценой, образует с боковых фасадов неглубокие открытые дворы, огражденные по фасадам двойной невысокой колоннадой. Задний фасад и центре имеет также неглубокую западину. Передний портик и выходы в ложи выдвинуты вперед; из-за этого общая конфигурация здания несколько неспокойна, чтонеблагоприятно отражается и на внешнем объеме театра, особенно сбоку. Радиальные двухмаршевые лестниц ы в первоначальном проекте заменены в последующем варианте более парадными трелмаршевымн. Гардеробы — светлые н удобные, вестибюль — просторный, хорошо освещенный. Зрительный зал, в плане немного больше полукруге, переходит в глубокий, сильно скошенный у портала просцениум. По бокам портала две круглые игровые площадки, снабженные вращающимися кругами. Места размещены партером и амфитеатром: кроме амфитеатра один неглубокий балкон. Видимость с задних рядов и с блнжамших к сцене мест этого балкона не вполне обеспечена. Туалетные и уборные размещены удобно. Главное фоне — полуциркульное, двусветное, достаточных размеров и хорошо освещенное.


Конкурсный проект на здание Большого государственного оперного театра в Минске, Проект И. Г. Лангбарда, план балкона
Большая сцена целесообразна по очертанию, с удобно расположенными просторными боковыми карманами.

Артистические уборные в отношении планшета сцены также расположены хорошо. Сзади сиены просторная арьерсцена, к которой непосредственно примыкают склады для декорации, бутафории. реквизита и пр.

В исполнительны»»! проект внесен ряд не особенно существенных изменении, имеющих, повидимому, основной целью сокращение общего объема. Зрительный зал выстроенного театра вмещает всего 1 500 чел., из них 1 050 в партере и амфитеатре и 450 на балконе.

Буфеты удобно расположены в концах фойе, но объединены с курительными комнатами, что нежелательно.

Архитектура главного фасада как в первоначальном, так и в последующем варианте  мало различающаяся, представляет интересный по силуэту объем в виде трех идущих уступами цилиндров с нарастающими кверху пропорциями. Лестничные клетки, выступающие впереди наружной поверхности среднего цилиндрического объема, образуют сильное членение этой поверхности. Соответствующие этим энергично выступающим элементам раскреповки верхнего объема гораздо более плоски и мягки. Перед выступами среднего и верхнего цилиндров установлены в нишах крупные скульптуры. Вся цилиндрическая поверхность верхних двух объемов обработана узкими и тесно поставленными лопатками, очень вытянутыми на верхнем цилиндре и придающими архитектуре сухой, модернистский характер. Более пластичный нижний ярус с отдельно поставленной перед главным входом колоннадой образует удачный переход от окружающей площади и стилобата к зданию, но перекрывающий этот ярус антаблемент не прорисован. Архитектура при хороших массах кажется недоработанной в деталях. Последующий проект в этом отношении исполнен тоньше. Благодаря введенной между верхним и средним цилиндрами промежуточной ступени силуэт намного выиграл. Повышенная под входным портиком часть (наружная лестница) и развитые крылья также значительно обогатили общую композицию здания.

    Источники:

  • А.Г. Бархина Г.Б. Бархин "Мастера архитектуры". Москва, Стройиздат, 1981 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.