Конкурс на проект театра для Харького
Программа конкурса 1931 года
Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.
Архитектурный конкурс на Харьковский театр «массового музыкального действа», объявленный после Ростовского конкурса, как международный, привлек очень большое количество участников как из числа советских, так и иностранных мастеров.
В хорошо разработанной программе на Харьковский театр поставлены были четкие требования к основным установкам как в отношении устройства зрительного зала, так особенно в отношении сцены, трансформация которой и приспособленность к различным меняющимся условиям являлись обязательными. Программа предоставляла широкую творческую инициативу авторам, приглашая их к самым смелым новшествам и предложениям; впервые в конкурсной практике разрешалось отходить от существующих норм.
Этот конкурс по большому количеству представленных проектов, с точки зрения новых остроумных предложений, оказался чрезвычайно удачным. Многое из того, что было предложено на этом конкурсе в отношении планово-пространственного разрешения проблем нового театра, еще долго служил показателем больших творческих возможностей в этой области.
Ни один нз названных проектов этого конкурса не был осуществлен.
Проект Братьев Весниных
Лучшим проектом на этом конкурсе был признан и бесспорно является проект В. А., Л. А. и А. А. Весниных.
Многие сложные вопросы, поставленные заданием перед проектировщиками, получили в этом проекте исчерпывающее разрешение и при том в исключительно простой форме.
Входы размещены по круглому периметру театра. Централизованные с развитым фронтом гардеробы, со светлыми и просторными проходами от них в партер и по двойным пандусам в амфитеатр, вся эта существенная часть, столь запутанная даже в лучших театрах, разрешена здесь необыкновенно просто, ясно и удобно. Зрительный зал имеет вид неполного круга в плане, места в нем размещены сплошным амфитеатром по наклонной слегка вогнутой поверхности; в зале нет ни ярусов, ни балконов.
Зал поверху окружен широким кольцевым хорошо освещенным фойе. По направлению к сцене зал несколько сплющен в плане для максимального приближения зрителя к игровой площадке. Все же при 4 ООО зрителей наибольшее расстояние зрителя от сцены здесь равно 45 м, т. е. в полтора раза превосходит предел хорошей видимости.
В продольном разрезе зал представляет вытянутую эллиптическую форму с большой осью, наклоненной к сцене, что выгодно в акустическом отношении.
Просцениум значительно выдвинут в зал, и создана возможность прохода по нему (впереди портала) демонстраций. Собственно сцена представляет немного больше полукруга с глубокими карманами, удачно расположенными непосредственно за портальной аркой. Планшет сиены состоит нз ряда кольцевых н секторальных планов, вследствие чего игровая площадка легко трансформируется; действие может быть вынесено в зал. Портальная арка трехчастная: авансцена удачно переходит в боковые площадки, служащие для перенесения действия в зал и для связи зала со сценой. Арьерсцена и бутафорские помещения, расположенные сзади кольцевой сцены, с большим удобством обслуживают последнюю. Значительная протяженность окружности сцены дает возможность разместить на уровне ее планшета большое количество уборных и важнейших служебных помещении. Киногалерея, окружающая зрительный зал, позволяет давать проекции на сцену и на потолок зала.
Сценическая коробка в этом проекте не упраздняется, а. наоборот, во внешнем архитектурном оформлении сильно подчеркивается, и на ней. как на фоне, рисуется плоское сферическое перекрытие зрительного зала и весь его невысокий объем.
Сцена без особых механических трудностей позволяет осуществлять ряд трансформаций.
В проекте братьев Весниных архитектура огромного театра со всеми новейшими требованиями к ней получила блестящее разрешение. Особенно поражает удивительная простота архитектурной композиции, причем авторам удалось органически сочетать целый ряд достижений новой театральной архитектуры с тем ценным наследием, которое мы получили от архитектуры прошлого.
Архитектурное оформление театра, выполненное в пору наибольшего развития конструктивизма, обнаруживает все тонкое мастерство Весниных. Внешняя, очень скромная по примененным изобразительным средствам, архитектура здания отлично выражает глубину и совершенство замысла.
К сожалению, описанный проект Весниных не был осуществлен.
Проект архитектора Кастнера
В проекте арх. Кастнера из Стемфорда, получившем на конкурсе Харьковского театра одну из трех первых премий, внимание преимущественно сосредоточено на проблеме трансформации зрительного зала и сцены, и сделан ряд предложений, интересных, главным образом, в техническом отношении. Наличие большого количества ясно расположенных прямых из амфитеатра выходов позволяет, по утверждению автора, эвакуировать из зала всех зрителей (4 000 чел.) в течение 10 минут.
Проект архитекторов Зденко-Стрижича и Эббеке
С точки зрения внутренней архитектурной организации заслуживает серьезного внимания проект арх. Зденко-Стрижича и Эббеке, также получивший одну из трех первых премий.
Очень большой секторальный в плане зрительный зал, обнимающий круглую в плане вращающуюся сцену, обеспечивает всем местам хорошую видимость. Эта сцена, которая может быть использована, как древнегреческая орхестра, объединена с меньшей по размерам обыкновенной глубинной сценой с колосниками.
Артистические уборные расположены по кольцу. Из трюма может подаваться большое количество сменных постановок, либо на центральную круглую сцену, либо на глубинную.
Устройство огромного по площади трюма, размещенного под всем театром с рядом перемещающихся в горизонтальном и в вертикальном направлениях платформ, позволяет вести смену действий с необыкновенной быстротой; вместе с тем это совершенно устраняет обычную при сменах сутолоку на уровне самого планшета сцены. Все обслуживающие сцену помещения (декорационные склады, конструкторские мастерские и др.) механизированы и удобно между собой связаны. Архитектурно-объемное решение следует признать для того времени неплохим.
Проект архитектора Вальтера Гроппиуса
Проект Вальтера Гроппиуса, получивший на конкурсе восьмую премию, в функциональном отношении дает простые и исчерпывающие ответы на все технологические задания огромного синтетического театра. Удобно и просто организованы гардеробы; лестницы отсутствуют и заменены пандусами. Зрительный зал секторальной формы устроен со сплошным амфитеатром мест и одним глубоким связанным с залом балконом.
Проект архитектора Нормана Бель Гедеса
Проект архитектора Кларвейна и Мастенброка
Проект арх. Кларвейна и Мастенброка был рекомендован к приобретению. Четко решен план и хорошо проработан разрез. Зрительный зал вписан в круг и представляет собой тройной уступообразный амфитеатр. Площадь большой сцены с трехчастным порталом при помощи двух подвижных горизонтов может варьироваться и включаться в общий объем зала. Сильно выдвинутый вперед механизированный просцениум при закрытии портала составляет часть цельного круглого зала, причем действие оказывается окруженным зрителями с трех сторон. Своеобразно решена глубокая арьерсцена. Внешняя архитектура с тупым полукруглым передним планом и уступчатым задним объемом не совсем удачна.
- Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.