Большой театр в Бордо / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Большой театр в Бордо

Название:
Местонахождение: Бордо (Франция)
Создание: 1773 - 1780 гг.
Архитектор(ы): Виктор Луи

Официальный сайт: http://www.opera-bordeaux.com

Архитектура театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Виктор Лун в 1773—1780 гг. создает крупнейший шедевр французской театральной архитектуры — Большой театр в Бордо . В этот театр Лун вносит очень много усовершенствований, закрепляя уже определившийся тип нового французского театра. Все основные части театра (портик, главный вестибюль. знаменитая парадная лестница, зрительный зал с его замечательным перекрытием, эллиптическое фойе и сцена) — все решено в этом произведении с редким вкусом и полной художественной законченностью.

Театр размещен на городской площади с выходами на трн лучшие улицы.

По внешнему очертанию театр представляет прямоугольник размерами 46.30×85 м. площадь застройки — 3 780 кв.м. Спереди и с двух длинных боковых сторон его окружает колоннадный портик. Виктор Луи для построения своего зала тщательно изучил весь предыдущий, преимущественно итальянский опыт и внес в этот последний ряд изменений.

Зал театра в Бордо, оставаясь подковообразным, значительно укорочен по сравнению с итальянскими залами. Задняя часть зала представляет больше полукрута. В передней части, приблизительно на ‘/з диаметра, кривая сопрягается с порталом короткими прямолинейными отрезками, образуя этим характерную для последующего развития французского театра кривую. Широкое раскрытие сцены и прямолинейное сопряжение кривой с порталом в очень большой степени улучшает видимость сцены в сравнении с итальянскими театрами.

Просцениум оформлен двойной аркой, сообщающей порталу торжественность. Просцениум с боков оживляется ложами, отвечающими ярусам лож зала. Четыре колонны просцениума несут на себе двойную арку с очень характерным для всей архитектуры зала очертанием, напоминающим перекрытие версальского зала Габриеля. Эти арки почти совершенно прямолинейные в верхней протяженной части, в концах переходят в высокую (в 1/4 крута) паддугу. Кессонированные снизу обе арки объединены и у опор заканчиваются тонко нарисованными распалубками. Обработка портала, при монументальности форм, очень легкая, ажурная, как и архитектура всего зала, и служит очень удачным переходом к раскрывающемуся за ней пространству сцены. Эти же колонны портала, каннелированные, с превосходно нарисованными капителями сложного ордера, вместе с антаблементом и тремя ярусами лож продолжаются по стенам зрительного зала. Балконы парных лож не перерезают колонн по высоте, а размещены между ними, значительно выступая вперед. При этом барьер нижнего яруса, который приходится на уровне пьедесталов колонн, выдвинут вперед больше, нежели барьеры двух верхних ярусов, оживляя этим вертикальный профиль стены. Таким образом, в этом театре, несмотря на наличие горизонтальных ярусов лож, из-за того, что колонны не перерезаются, а остаются открытыми со стороны зала на всю высоту, сохраняется четкая и архитектурно очень выразительная структурность зала.

Колонны зала размещены таким образом, что две крайних колонны портала и две противоположных колонны у задней стены зала образуют в плане квадрат и служат опорами для всего перекрытия средней части зала. Изобретенное Луи перекрытие зала представляет один из замечательных элементов архитектуры этого театра.

На упомянутых четырех колоннах зала основаны четыре совершенно открытые арки такого же рисунка, как и арки портала, т. е. почти плоские в верхней части и заканчивающиеся четвертью круга с каждого конца. На этих арках при посредстве четырех парусных переходов установлено огромное кольцо, которое служит основанием относительно плоского расписанного купола. За арками открываются четыре пологих в плане сферических сегмента; эти последние сильно облегчены глубокими распалубками, а в верхней части полукруглыми фонарями. Сферические сегменты в передней части опираются на те же основные колонны, а в задней — на внешние стены окружающего зал коридора. Здесь расположены ряды самых верхних мест, открытых через арки в зал.

Общее впечатление от этого удивительного, совершенно по-новому сделанного перекрытия, — необыкновенная легкость, воздушность и конструктивность. Это перекрытие, повторенное затем в так называемой Старой Парижской опере архитектора Дебре и в основе примененное Гарнье в его Большой опере, составляет славу театра и его автора. Купол зала превосходно расписан художником Робеном.

Вся исключительно легкая и вместе с тем богатая архитектура зала в нижней части покоится как бы на тяжелом каменном рустованном цоколе, ограждающем глубокий, по отношению к сцене, партер в передней половине и амфитеатр в задней половине зала. В партере, как тогда было принято, зрители располагались стоя, заполняя все пространство до так называемого паркета; последний представлял собой два ряда мест перед самым оркестром, отделенным от партера глухим, довольно высоким (1,5 м) барьером.

Размеры зрительного зала: ширина перед ложами — 14,20 м, ширина с ложами — 19 м, длина от занавеса до переднего барьера задних лож — 17,50 м, длина с ложами — 20 м; раскрытие портала — 12 м. Размеры сцены: ширина — 24,50 м, глубина — 22 м. Сцена с глубоким 4-ярусным трюмом и значительно вынесенной вперед авансценой.

Из главного портика через пять двойных дверей, расположенных в центре фасада, попадают в обширный колоннадный вестибюль, из которого по главной оси открывается атриум с размещенной в нем парадной лестницей, столь же всемирно известной, как и зрительный зал этого театра. Трехмаршевая, открытая лестница, расположенная в центре по главной оси, средним маршем выводит на уровень амфитеатра и двумя боковыми маршами — на уровень боковых фойе и великолепного эллиптического зала большого фойе. Луи предполагал устроить здесь концертный зал, который остался неосуществленным. Этот овальный зал, расположенный над вестибюлем и обращенный в сторону главного фасада, Луи предполагал окружить двумя ярусами балконов, оборудовать обширной эстрадой и перекрыть эллиптическим в плане, ажурным куполом. Архитектура атриума главной лестницы сдержанна и очень благородна по тону. Главная лестница театра в Бордо послужила прообразом знаменитой лестницы Большой Парижской оперы.

Театр в Бордо решен монументальным, отдельно стоящим зданием. Многоколонный портик главного фасада и длинные убранные пилястрами того же коринфского ордера боковые фасады с высоко поднятым своеобразным мансардным перекрытием зала и сцены производят впечатление классической простоты и величия,

Госсе, говоря об этом театре, дает ему вполне правильную опенку: «Театр Бордо есть и останется одним из наиболее совершенных и замечательных в Европе. О нем уместно сказать: «Можно было бы сделать иначе и хорошо, но не лучше».

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.