Палаццо Коллеони Порто / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Палаццо Коллеони Порто

Название:
Местонахождение: Виченца (Италия)
Создание: 1544 (~) - 1552 гг.
Стиль: Классицизм, Палладианство
Архитектор(ы): Андреа Палладио

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Сооружение по проекту Палладио палаццо Коллеони Порто относится к 1552 году. Это трехэтажное здание со строго симметричным планом и односторонним фасадом. Ордер (ионический) применен лишь во втором этаже, в виде полуколонн, поддерживающих антаблемент, над которым расположен более низкий так называемый аттиковый этаж. Мотив аттикового этажа в столь ясной форме в архитектуре Ренессанса — явление новое. Попытки ввести аттиковый этаж предпринимали Перуцци (в вилле Фарнезина), Сансовино (в библиотеке Сан-Марко) и некоторые другие мастера.

В римских палаццо — Канчеллерия и Джиро — Браманте ввел в верхний этаж два ряда окон, но то был скорее двусветный, нежели аттиковый этаж. Палладио же, стремясь как можно больше приблизиться к античным приемам и формам, взял идею аттика в чистом виде и использовал ее в своих сооружениях.

В архитектуре эпохи Кватроченто основным элементом, ограничивающим здание, был венчающий карниз, исключительно ярко выраженный в целом ряде сооружений. Палладио же заканчивает здание аттиком, и значение карниза у него, таким образом, снижается.

Первый этаж в этом сооружении, в отличие от позднейших, лишен ордеров и облицован рустикой. Однако подход к этой рустике в данном случае совершенно иной, чем у зодчих раннего Ренессанса: при наличии прямых надоконных перемычек Палладио использует замковый рустик, чего не было во Флоренции и в Риме.
Там либо применяли замковую кладку для арок, либо же вводили надоконные сандрики. Окна второго этажа увенчаны в палаццо Коллеони Порто перемежающимися треугольными и дугообразными фронтончиками, причем перед каждым окном расположен небольшой балкон — мотив, свойственный дворцовым сооружениям Палладио. Стенная поверхность гладкая — только крайние и средние окна обрамлены небольшими гирляндами. В позднейших своих сооружениях Палладио более щедр на декоративное убранство, здесь же оно скромное. Фасад палаццо, как обычно, центрируется простой аркой первого этажа.

В 1566 году был окончен палаццо Кьерикати (В настоящее время в палаццо Кьерикати помещается городской музей Виченцы.). Это здание одно из лучших дворцовых сооружений зодчего. Здесь Палладио совершенно отходит от типа флорентийско-римских палаццо.

    Источники:

  • И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса” 1936 г.; Изд-во: ОГИ