Площадь и базилика Санта-Кроче во Флоренции / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Площадь и базилика Санта-Кроче во Флоренции

Название:
Местонахождение: Флоренция (Италия)
Создание: Создание: базилика 1294 - 1385 гг.. приписывается  Арнольфо ди Камбио, капелла - Микелоццо.
Стиль: Ренессанс, Готика
Архитектор(ы): Микелоццо ди Бартоломео, Арнольфо ди Камбио
Основатель/Заказчик: по легенде святой Франциск Ассизский

Официальный сайт: http://www.santacroceopera.it/en/default.aspx

Доступ: платный, функционирует как музей. Есть аудиогид.

Является флорентийским пантеоном, где захоронены самые уважаемые граждане города, такие как Микеланджело Буонарроти, Леон Баттиста Альберти, Макиавелли, Россини.

Внутри, помимо гробниц множество фресок разных эпох, в том числе Джотто. Во внутреннем дворе находится  капелла Пацци.

Кафедра Медичи церкви Санта-Кроче

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Капелла Медичи церкви Санта-Кроче во Флоренции характеризуется как наиболее зрелое из церковных сооружений Микелоццо. Она расположена рядом с  капеллой Пацци. Выполнена капелла в простом плане, образующемся сочетанием прямоугольного помещения для молящихся и примыкающих к нему маленького, квадратной формы, алтаря и двух симметрично расположенных ризниц.

Сводчатые потолки лишены всяких украшений; спокойные, гладкие стены, прорезанные каждая двумя высоко поднятыми окнами; полное отсутствие орнаментики и лепки.

Представляет интерес сочетание античных форм с некоторыми готическими элементами, в том числе розетками, профилями, применяемыми в качестве отдельных декоративных элементов.

Ряд архитектурных моментов сближает капеллу Медичи с другим сооружением Микелоццо
монастырем Св. Марка во Флоренции. В последнем заслуживает особого внимания помещение библиотеки, имеющей удлиненную прямоугольную форму, разбитую аркадами на три нефа. Все они имеют сводчатые перекрытия, причем средний неф при одной и той же ширине выше боковых.
Боковые стены прорезаны прямоугольными окнами, над каждым из которых расположены еще круглые окна, ритмически отвечающие аркам центрального нефа.

Колонны, на которые опираются арки, легки и изящны. Такое же впечатление производит и вся зала.
Интересны и два внутренних двора монастыря, каждый из которых опоясан изящными галереями, образованными сводами, опирающимися своими пятами на выступающие из стены кронштейны и на легкие редко поставленные ионические колонки.

Сочетание грациозных аркад с гладкими, спокойными стенами, прорезанными небольшими окошечками, — мотив, часто встречающийся у Микелоццо, заимствован очевидно у Брунеллески, который применил его еще в Воспитательном доме во Флоренции (приют Инноченти).

Кафедра Санта-Кроче

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

С 1470 по 1474 год Бенедетто да Майано занят сооружением церковной кафедры в церкви Санта-Кроче. Здесь мастер удачно разрешает соотношения несущих и несомых частей и достигает четкости в общей тектонической схеме: переход от восьмигранной к круглой форме посредством введения системы консолей, поддерживающих изящные каннелированные колонки, расположенные по ребрам восьмигранника. Примененные в орнаментальной части барельефы лишены той угловатости и грубости, которая была присуща им в начальном периоде нового стиля. В фигурах много движения и мягкости.

Спустя два года Бенедетто приступает к декоративному оформлению палаццо Веккьо. Здесь он занят работами по лепке потолков, а также создает двери в аудиенц-зале. Теоретик раннего Ренессанса Геймюллер указывает, что если бы художник не создал в своей жизни ничего кроме этих дверей, то и в этом случае он мог бы считаться одним из сильнейших мастеров эпохи.

Двери палаццо Веккьо являются шедевром флорентийской традиции как в отношении пропорций, так и в отношении орнаментальных мотивов. Это совершенно цельное, композиционно законченное произведение искусства. Стилистически двери выполнены в манере Микелоццо — Донателло. При всем богатстве и изяществе деталей — полное спокойствие и уравновешенность, отсутствие внешнего блеска и вычурности. Здесь нет места римской торжественности и помпезности; формы приведены в состояние соподчиненности, и предельная ясность не затуманена формальной насыщенностью. Пилястры, скульптурные элементы, карниз, детали — все сливается в один аккорд. Каждая деталь продумана, прочувствована до тонкостей, до совершенства.

В то же самое время на первом плане материал: мрамор — одно из основных выразительных средств, которые использует художник.

Многообразие оттенков мрамора, его прозрачность, в сочетании с позолотой деталей, создают богатую гамму световых и цветовых нюансов.

Здесь почти нет гладкой поверхности, которую так любил применять Брунеллески. Каждая полочка, каждый валик трактуются по-своему, шифруются посредством орнаментального мотива.

Как и в капелле Санта-Аннунциата, орнамент не самодовлеет, он всецело подчинен архитектурной форме и слит с нею. Во всем — единство замысла и исполнения. Всюду видна совершенная техника мастера. Под влиянием этой работы Браманте создал свои двери в Ватикане.

Изучение дверей Бенедетто дает возможность понять творческий масштаб художника, столь широко проявленный в его капитальной работе, известной под названием палаццо Строцци.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва