Библиотека Лауренциана
Проект принадлежит Микеланджело, заканчивали строительство его ученики Вазари и Амманнати.
Архитектура библиотеки
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Третья архитектурная работа Микеланджело была связана с церковью Сан-Лоренцо. Ему было поручено перестроить прилегающий к этой церкви монастырь в библиотеку. Микеланджело принадлежит архитектурная проработка библиотечного зала, парадного входа и лестницы. Вся постройка была окончена после смерти художника (Лестница была сооружена по модели Микеланджело флорентийским архитектором Бартоломео Амманати).
Старое здание мало годилось для библиотеки. Оно было тесно и неудобно для переделки. Так, например, помещение, где предстояло сделать лестницу, было крайне узко и высоко и по своим пропорциям и форме не подходило для ее сооружения.
Микеланджело сумел с честью разрешить эту задачу. Первое впечатление от библиотеки — необычайная величественность, носящая, однако, совершенно иной характер, чем в сооружениях высокого Ренессанса. Там величественность спокойно настраивает на созерцание, заставляет преклоняться перед гармонией целого, монументального и равномерного, здесь же — порыв, стремление. Архитектура почти утратила свою статичность. Формы волнуются, ни один архитектурный элемент не пребывает в состоянии покоя. В лестнице причудливо изгибающиеся ступени, стремительные волюты, своеобразно изломанные перила, упругие балясины. Притом движение это непростое — его ритм усложнен, график изломан. Зодчий не направляет зрителя по прямой: он дополняет основной марш лестницы боковыми площадками, гармонично сливающимися с основной магистралью. Функционально эти дополнения как будто не оправдываются и, казалось бы, вводятся художником для того, чтобы создать необходимый архитектурный эффект. В этой работе у мастера опять-таки живописно-пластическая сторона превалирует над архитектурной. Микеланджело подходит к архитектурным формам так же, как и к скульптурным, он столь же произволен.
Нарушены спокойствие, статичность и в трактовке стенных поверхностей. Архитектурная организация стены подчинена одному стремлению — подчеркнуть высотность помещения. Как и в фасаде Сан-Лоренцо, здесь наглядно выявлена устремленность ввысь, однако в данном случае это подчеркивается ярче, определеннее. Сама замкнутость помещения как бы диктует мастеру подобную форму. Этот мотив высотности совершенно отличен от готики: там почти отсутствует элемент напряженности, формы текут в вертикальном направлении; здесь же движение неизменно наталкивается на уравновешивающий, успокаивающий элемент, и только в этом столкновении создается равновесие. Парные колонны, своим сильным сужением кверху как бы усиливающие нормальное перспективное сокращение окна, общие вытянутые вверх пропорции нижнего этажа — все это словно рвется ввысь и уравновешивается только архитектурной проработкой верхнего, аттикового этажа, где преобладают круглые и квадратные формы. Крепованные карнизы, тяги также отражают в себе этот общий порыв. Вертикально направленные формы развиты сильнее по сравнению с горизонтальными; последние почти не в силах выдержать натиска вертикальных форм.
Микеланджело вводит ряд новшеств и в архитектурной проработке стенных поверхностей. Обычно применявшиеся в зодчестве высокого Ренессанса колонки, обрамляющие окна, заменяются удлиненными консолями; венчающие же их карнизы делаются более тяжелыми. Кон-солеобразные волюты, крепованные карнизы и, наконец, новые, характерные детали — все это элементы индивидуального творчества мастера-новатора.
Библиотека при церкви Сан-Лоренцо — или, как ее часто называют, флорентийская Лаурен-циана — одно из характерных произведений Микеланджело, в сооружении которой он наиболее полно проявил свои художественные устремления. Архитектурные формы Лауренци-аны дают возможность в полной мере выявить основы возникающего барокко.
- Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва