Галерея Уффици
Загрузить чертежи:
Архитектура галереи
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Сооружение было начато в 1560 году и закончено в 1574 (в год смерти Вазари). Первоначально здание предназначалось не для музейных целей: в нем предполагали разместить основные городские учреждения Флоренции: магистрат, городской архив, библиотеку. Осуществленное строение отличается от первоначально задуманного Вазари плана, согласно которому художник мыслил сооружение в пространственном отношении как комплекс зданий, охватывающих большой двор, через который предполагался широкий сквозной проход. В центре двора предполагалось поместить круглую часовню, предназначение которой состоядо в том, чтобы центрировать всю композицию. Впоследствии Вазари значительно переработал этот план.
Уффици в настоящем ее виде это два корпуса, соединенные между собой легкой галереей, расположенной параллельно набережной Арно. Образовавшаяся между корпусами улица, проходящая под соединительной галереей, замечательно интересна производимым архитектурным эффектом: перспектива тесно сближенных между собой фасадов уводит глаз к соединяющей их изящной арке.
Фасадное исполнение Уффици бесспорно шедевр творчества Вазари. Архитектура фасада вполне оригинальна; основное здесь — специфичность вазариевской манеры. Карниз, тяги, вся тектоника, соотношения отдельных этажей, пропорции — новы и своеобразны. Влияние Микеланджело отчасти дает себя знать в цветовом выделении несущих частей, в профилях карнизов, в архитектурной проработке между первым и вторым этажами и в применении некоторых элементов, например скульптуры (группа над центральной аркой во втором этаже).
Однако влияние это ограничивается лишь внешними признаками. Основных же художественных принципов Микеланджело зодчий Вазари отнюдь не воспринял. В фасадах Уффици прежде всего выделяются присущие им легкость и изящество; высокая стена не кажется тяжелой и массивной. Большие окна, лоджия — все это способствует впечатлению открытости, и тем самым избегается ощущение тесноты от расположенных друг против друга двух корпусов. Несмотря на протяженность боковых фасадов, они не производят монотонного, однообразного впечатления. Вазари добился этого ритмической сменой фасадных элементов: в фасаде Уффици колонны лоджий первого этажа через каждые три пролета чередуются с пилонами. Эта же система выдержана во всех этажах.
В первом этаже применен мотив Палладио — центральная арка с боковыми проходами. Этот же мотив ритмически повторен в центральном окне второго этажа. Открытая лоджия с аркой в центре, перекрытой парусными сводами, впервые была осуществлена Брунеллески в его капелле Пацци.
Вазари воспользовался этой темой, но дал ей совершенно новое архитектурное решение. Здесь, во флорентийской Уффици, он далек от тосканских традиций и форм высокого Ренессанса.
Уффици представляет собой удачную попытку найти новую архитектурную стилистику, но отнюдь еще не заключает в себе ясно выраженных и определенно оформившихся стилевых признаков.
- Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва