Дом Висенс
Архитектура особняка Висенс
Дом Висенс был первой значительной работой Антонио Гауди. Расположенный на улице Каролинес он строился в период между 1878 и 1888 годами. Однако сам проект Гауди подписал только в 1883 году. Заказчиком был фабрикант керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера, и это сыграло значимую роль как в облике самого особняка, так и в дальнейшем творчестве архитектора. В этом проекте впервые Гауди применил разноцветную плитку как ведущий примем декорирования поверхностей, позже это стало его фирменным приемом.
Стиль мудехар — часто используемый барселонскими архитекторами в эту эпоху — доминирует в этом здании, в котором сочетание керамической плитки и кирпича создает исключительную по силе выразительность.
При его постройки это был особняк с садом, расположенный на открытом пространстве барселонского предместья Грасия, площадью 0.1 га (30х35м), строго ограниченном с востока. Поэтому воспринимался несколько иначе. Фасад особняка уходил внутрь сада выступами. Плотная городская застройка пришла сюда позже, отхватив кусок сада, и сейчас здание стоит в ряду других на неширокой улице, утратив часть своей скульптурной выразительности, так как для обозрения остался доступен только главный фасад.
Особняк задуман как летняя резиденция. Здание четырехуровневое: подвал, цокольный и два жилых этажа, на которых соответственно расположены кладовая, гостиные, спальни и комнаты прислуги.
Гауди все продумано так, чтобы здесь было приятно находится летом: просторные, хорошо проветриваемые помещения, большой сад, в котором раньше были искусственный водопад и фонтан Святой Риты, снесенные после того, как часть территории отдали под строительство других домов.
Дом Висенс отличается конструктивной простотой, преобладанием прямых линий и явной ориентацией на арабскую архитектуру, проявляющуюся в использовании ячеистой лепнины внутри помещений и кирпича снаружи.
Массивные стены здания сложены из камня, потолки на нижнем уровне поддерживаются сводами горизонтальной кладки, а на остальных этажах — деревянными стропилами.
От улицы Каролинас здание отделено глухой стеной с массивной решеткой в виде пальмовых листьев. Автор — скульптор Льорес Матала-и-Пиньоль. Стена с решеткой создаем яркий контраст с возвышающимся над ним фасадом, отчего он кажется массивнее и грандиознее, чем есть на самом деле.
Элементы отделки включают многоцветную керамику фасадов с изображением местных растительных видов в комбинации с белой и зеленой плиткой, оформление балкона, выходящего в сад, интерьер курительной комнаты и столовой, для которой Гауди спроектировал часть меблировки. Знаменитые изразцы с оранжевыми цветами бархатцов были сделаны по задумке самого заказчика Мануэля Монтарена.
Здание включено в списки историко-культурных памятников города Барселоны. в 1969 году было объявлено памятником культурно-национального значения. Но несмотря на все эти более чем заслуженные статусы, особняк до недавнего времени находился в частных руках, и владельцы, в отличие от тех, кому в наследство посчастливилось получить дом Бальо и, не без выгоды для себя, открыть его для общественного доступа, упорно не желали поступать также, используя его исключительно как свое «жилье». К счастью в 2014 году частный банк MoraBanc выкупил здание и начал реставрацию. Сейчас в особняке открыт музей.
Посещение дома Висенс можно совместить с прогулкой по парку Гуэль, если ехать к нему на метро (станция Lesseps).