Времена строительных новшеств (4-ая часть) / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Времена строительных новшеств (4-ая часть)

Огромные вида транспорта. В 1830 году была открыта первая в мире железная дорога для вида транспорта. В 1830 году была открыта первая в мире железная дорога для пассажирского сообщения — Манчестер-Ливерпуль. С этого времени железные дороги прокладываются от города к городу, из страны в страну. В то же время это был новый сложный вид строительства.

Первоначально постройка железных дорог встретила сильное сопротивление со стороны людей, интересам которых угрожали новые средства сообщения: лиц, занимавшихся извозным промыслом, владельцев каналов и шоссейных дорог, земельных собственников, смотревших на проведение железных дорог как на ущемление своих территориальных прав. Так как концессии на железные дороги выдавались парламентом, в котором упомянутые интересы имели своих защитников, то получение акта парламента на сооружение железной дороги каждый раз стоило очень дорого и «парламентский издержки» стали в Англии одной из самых крупных статей расхода на сооружение железных дорог, часто доходивших до 8000 фунтов стерлингов на одну английскую милю.

В конце 40-х годов во Франции имелось около 3 тысяч километров железнодорожного полотна, а к концу 60-х годов — уже 17,6 тысяч. Строительство железных дорог, требовавшее больших капиталовложений, стимулировалось тем, что держателям железнодорожных акций была гарантирована прибыль в размере 4%, даже если бы потребовались казенные субсидии, всякого рода дотации. Новые средства сообщения, по словам Маркса, сделали перевозки вчетверо быстрее и вчетверо дешевле.

Средняя стоимость одного километра железных дорог, построенных в европейских странах в конце 80-х годов XIX века, составляла 210-320 тысяч марок.

Постепенно землевладельцы осознали, что железная дорога приносит им выгоду. Тем более, что железнодорожные компании платили за земельные участки непомерно высокие цены. Стоимость земель, лежащих вблизи железных дорог, значительно увеличивалась — здесь росла торговля, легче было транспортировать продукты, а все это способствовало развитию сельского хозяйства.

Вследствие роста индустриализации увеличился приток сельского населения в крупные города, резко возросла потребность в жилье, увеличилась его стоимость, еще более повысившаяся с ростом стоимости городской земли. В 1844 году Бальзак писал: «Квартира, стоившая в 1800 году тысячу двести франков, теперь стоит шесть тысяч». Рабочие жилища представляли жалкое зрелище. По поводу лондонских трущоб Энгельс писал: «Это — беспорядочное нагромождение высоких трех-четырехэтажных домов, с узкими кривыми и грязными улицами… с жилищами, расположенными в тесных дворах и переулках между улицами, куда можно попасть через крытые проходы между домами и где грязь и ветхость не поддаются описанию»… (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 266-267).

В Англии была предпринята попытка улучшения рабочих жилищ. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году демонстрировались модели дешевых рабочих жилищ, выполненные под покровительством принца Альберта. Под нажимом общественного мнения Наполеон III построил в Париже дом с дешевыми и относительно удобными квартирами. Позднее дешевыми домами было застроено несколько кварталов в Страсбурге, а в конце века при поощрении принца Вильгельма Прусского было проведено экспериментальное строительство рабочих домов. Подобные мероприятия остались в истории под названием «жилищные реформы принцев».

◄Назад Оглавление Дальшe►