Времена строительных новшеств (3-ая часть)
Новые требования, предъявляемые к большим городам, способствовали появлению типов зданий, которые не были известны до XIX века — железнодорожных вокзалов, крытых рынков, выставочных павильонов, универсальных магазинов. В очерке «Уходящий Париж» Бальзак описал эти новые явления: «Теперь магазин убил все виды помыслов, ютившихся под открытым небом, начиная с ящика чистильщика обуви и вплоть до лотков, которые иногда состояли из длинных досок, на двух колесах. В свои обширные недра магазин принял и торговку рыбой, и перекупщиков, и мясника, отпускавшего обрезки мяса, и фруктовщиков, и починяльщиков, и букинистов, и целый мир мелких торговцев. Даже продавец жареных каштанов устроился у виноторговца». В 1824 году в Париже был построен первый крытый рынок Мадлен. Это была одна из самых ранних попыток разработать новые методы конструирования, позволившие сочетать изящество решений с экономией материала. Считается, что первый в мире универсальный магазин — это «Бон Марше» в Париже. В 40-х годах XIX века в процветающем торговом центре Англии Бостоне работал один из крупнейших магазинов дешевого готового платья — так называемый Дубовый зал. Его товарооборот был достаточно высок, чтобы большие затраты, вложенные в строительство, быстро окупились. Экономические преимущества крупного общественного сооружения были убедительно доказаны.
В 1851 году архитектор Джозеф Пакстон построил для Всемирной выставки в Лондоне Хрустальный дворец — огромное здание павильонного типа, сооруженное целиком из стекла и металла, первое «по-настоящему гениальное сооружение». Проект этого здания, несмотря на свои гигантские размеры казавшегося почти невесомым, занял первое место на конкурсе. Гидеон пишет: «Это должна была быть конструкция, которая позволила бы экономно расходовать строительные материалы и широко применять стекло, стекло и еще раз стекло». В 1853 году Джеймс Богард разработал проект павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке. Проект отличался высокой экономичностью — общая стоимость строительства составляла 200 тысяч долларов. Это было сборно-разборное сооружение из стандартных элементов. Можно было наладить массовый выпуск их производства. К Парижской выставке 1889 годы был построен Дворец машин, имеющий в плане 421×145 м — самое большое по пролету стальной конструкций сооружение тех лет; масса его конструкций составляла 6364 тон. Дворец был построен меньше чем в 3,5 месяца. Как подчеркивает Юрген Едике, каменное здание таких размеров строилось бы годы, а то и десятилетия.
Еще б’ольшую известность приобрела Эйфелева башня, построенная за два года к той же выставке. На ее сооружение потребовалось 15 тысяч металлических частей, высота ее — более 312 м. Открывались новые возможности металла.
По словам английского историка архитектуры Арнольда Уиттика, наилучшее представление об архитектурном творчестве Европы за десять лет, предшествовавших первой мировой войне, могут дать предложенные жюри международного конкурса проекты Дворца Мира в Гааге. Для сооружения Дворца Э.Карнеги пожертвовал голландскому правительству 1,5 миллионов долларов. К апреля 1906 года было представлено 216 проектов. Почти все планы шести премированных проектов и сорока других, представленных для опубликования, были симметричными, основное внимание было направлено на стиль зданий, а об их назначении большей частью забывали. Примерно в то же время широкую известность получил тезис венского архитектора Адольфа Лооса: «Украшательство — преступление».