Франция в XVII и XVIII столетиях. Город как архитектурное целое
Поворот от централизованной системы к осевому направлению в построении городов, наступивший одновременно с изменениями в планировке дворцовых сооружений, можно наблюдать на примере города, основанного кардиналом Ришелье в 1631 году. Город этот, названный по имени Ришелье, был расположен около его старого родового замка, неподалеку от Шинон. Замок, перестроенный в 1629 году Жаком Лемерсье, был во время революции разрушен до основания. Город Ришилье построенный почти в то же время по плану того же Лемерсье, уцелел. Город образует расположенный в стороне от замка прямоугольник с центральной осью в виде главной улицы, равномерно обрамленной с каждой стороны двенадцатью двухэтажными домами из красного кирпича с облицовками из тесаного камня, наподобие зданий площади Дофина в Париже. Один конец этой оси упирается в круглую площадь, расположенную перед главными воротами, непосредственно позади которых находятся квадратная площадь, прорезанная улицами вдоль скрещения ее осей, примерно как Витри ле Франсуа. Далее — продолжение центральной оси в качестве главной улицы особенной ширины вплоть до противолежащих ворот, перед которыми образуется поперечная прямоугольная площадь, расположенная в соответствии с квадратной площадью. Двумя аналогичными площадями заканчивается улица, пересекающая квадратную площадь под прямым углом к главной оси. В 1669 году Клод Перро, строитель Луврской колоннады в Париже, обследовал этот город. Его описание отличается тем объективизмом, который свидетельствует, что город не возбуждает какого-либо интереса.
В 1671 году по плану Лево строится город Версаль, возникший по воле Людовика XVI на песчаной, безводной равнине. Прототип этого города не трудно узнать по римской планировке его улиц. От площади Place d’Armes, находящейся перед замком, который лежит несколько выше и господствует над городом, расходятся лучеобразно три очень широких проспекта. На угловом участке, напротив замка, находятся придворные конюшни. Остальные улицы, различной ширины, идут параллельно или перпендикулярно к фасаду замка. Длина их нормальна. Площади, образующие правильные многоугольники, прорезаны на-крест впадающими в них улицами. Отдельные здания, как например Собор Богоматери (1684), расположены против широких улиц.
Из всех сооружений XVIII столетия в первую очередь следует назвать Нанси с его семью триумфальными воротами. Дальше — Мец (около 1750 года). Страсбрург (1767), Реймс, Понтарлье с триумфальными воротами, воздвигнутыми в конце Grande Rue в честь Людовика XV, при котором город вновь отстроился после пожара. Затем — западная часть Сен Дие, вновь отстроенная Станславом Лещинским после пожара в 1775 году, продолжение Руана, часть Ренна, вновь построенная после большого пожара в 1720 году, Нант, перестроенный по указанию Ceineray в 1764 году (позднее Crucy) герцогом Этильонским. Новые большие кварталы около Тура, Дижона, Лиона по проектам Суффло. Нижний город Арраса, построенный в 1775 году по планам Пьера Луи Беффара. Перепланировка Орлеана захватила уже XIX столетие, однако не всякое значительное начинание венчается таким же значительным успехом.
На какие великолепные замыслы способен был французский архитектор, можно убедиться по проекту Патта для соединенных Ile de la Citè и Ile St. Louis в Париже. Вместо площади Дофна — мощное здание собора с мраморным колонным перистилем. Впереди него — памятник Людовику XV. Постройкой нового моста (Pont Neuf) создан великолепный скалистый каскад; ради оживления картины по мосту расставлены статуи. Лувр с большой декоративной площадкой и обелиском на противоположном берегу Сены получает своей проспект. Напротив этих обоих дворцов находятся купольные строение вдоль флангов собора. Улицы от Ile Noter Dame выравниваются по примеру улиц Ile St. Louis. На месте их соединения — просторный рынок. В начале Ile St. Louis, против Сены, открывается монументальная нишеобразная площадь с вновь установленным здесь памятником Генриху IV.
Наряду с этими художественно-продуманными сооружениями и проектами, в течении всего этого времени проявляется стремление к рационально построенному городу крепости, особенно после того, как строитель крепостей Вобан высказал свое мнение по поводу новостроек в награбленных Людовиком XIV областях, как например Саарлуи.
Для укрепленного города (ville fortifiée) схематически ясная планировка является необходимой уже в интересах его легкой обозреваемости и господства над ним силою огнестрельного оружия.
Подробнейшим образом описывает Белидор такой укрепленный город, беря за образец Нейбрайзах (Neuf Brisac), построенный Вобаном при Людовике XIV (1699). Восьмиугольник, каждая сторона которого — около 350 метров; окруженное валом пространство разделено на прямоугольники. Большая квадратная площадь над четырьмя блоками — в середине города, близ площади — церковь. Главные улицы шириной около 12 метров идут от площади к валам, второстепенные параллельные улицы шириной только в 6-8 метров. «Dans les villes, ou il y a des rues anciennes, on les laisse telles qu’elles sont, ou se contente seulement de redresser ou d’elargir les plus essentielles, comme celle des entrées et sorties, on en fait de meme á l’égard de la place d’armes, quand il ne s’en trouve point d’assez grande pour faire le service ordinaire».
Особенно удивительны, на наш взгляд, заключительные слова об эстетическом воздействии такой планировки города: «A l’égard de la d écoration, on ne doit rien négliger de ce qui peut flater le coup d’oeil, afin qu’il regne par tout un air de simétrie, qui répande d’autant de grace dans l’intérieur que la force et la solidité de fortifications donnera de majesté à l’extérieur».
Необходимой частью, как в бастидах (villes bastides), является обширный военный плацдарм (Place d’Armes): «c’est un grand space, situé ordinairement au centre de la ville, servant à assembler les troupes de la garnison, et à monter la garde».
Роланд Левирлуа, из архитектурного словаря которого («Dictionnaire d’Architecture», Paris 1770) заимствовано это замечание, приводит два плана таких укрепленных городов, оба — десятиугольные. Один из них подразделяется на прямоугольные строительные блоки, другой, снимок с которого мы прилагаем, изображает лучеобразное построение вокруг десятиугольного плацдарма. Опять узнаешь построение Фра Джиокондо и Дюсерсо, которое еще раз нашло себе применение в большом творении Перре. Это вполне ренессансная концепция.