О некоторых композициях в зависимости от различных участков / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

О некоторых композициях в зависимости от различных участков

Глава XVII.

Из сочинения Андреа Палладио

«Четыре книги об архитектуре», вторая книга

Я НАМЕРЕВАЛСЯ говорить только о тех постройках, которые либо закончены, либо начаты и доведены до такой точки, что можно надеяться на скорое их завершение.

Однако, зная, что по большей части приходится применяться к участкам, ибо не всегда они находятся на открытом месте, я пришел к убеждению, что отнюдь не будет противоречить моей задаче, если я к предыдущим рисункам добавлю несколько проектов, сделанных мною по просьбе различных знатных особ, но ими не осуществленных по тем причинам, которые обычно имеют место. Действительно, трудность местоположения и те приемы, которых я придерживался при согласовании комнат и других помещений для того, чтобы между ними были должные соотношения и пропорции, принесут (думается мне) немалую пользу.

Участок первой композиции имеет пирамидальную форму. Основанием пирамиды служит главный
фасад дома, в котором соединены три ордера колонн, а именно дорический, ионический и коринфский. Передняя — квадратная и имеет четыре
колонны, поддерживающие свод и дающие пропорциональное отношение высоты к ширине.

С обеих сторон расположено по комнате длиною в квадрат и две трети и высотою согласно первому правилу для высоты сводов. При каждой из них—
маленькая комната и лестница, ведущая на мезонины. За передней я предполагал сделать две комнаты длиной в полтора квадрата и рядом—две маленьких комнаты тех же пропорций с лестницами на мезонины, а дальше — зал длиной в квадрат и две трети, с такими же колоннами, как в передней.

Рядом должна была находиться лоджия с овальными лестницами по бокам, а еще дальше •— двор, с одной стороны которого помещалась бы кухня. Комнаты второго этажа имели бы высоту в двадцать футов, а третьего — в восемнадцать.

Высота же того и другого зала достигала бы кровли, и эти залы должны были иметь на уровне пола верхних комнат балконы, где могли бы помещаться знатные особы во время празднеств, пиров и подобных увеселений.

~

Я С Д Е Л А Л нижеследующую композицию для одного участка в Венеции. Главный фасад имеет три ордера колонн: первый—ионический, второй — коринфский и третий — сложный.

Передняя несколько выступает вперед и имеет четыре колонны, равные и подобные колоннам фасада. Комнаты по бокам ее перекрыты сводами, высота которых выведена согласно первому правилу для высоты сводов. Кроме того, имеются другие комнаты, средние и маленькие, а также лестницы на мезонины. Против передней — проход, ведущий в другой, меньший зал, который с одной стороны
имеет дворик, откуда он получает свет, с другой—большую главную лестницу, овальную, пустую посредине и окруженную колоннами, которые
поддерживают ступеньки. Еще дальше — другой проход ведет в лоджию
с такими же ионическими колоннами, как и в передней. По сторонам лоджии — такие же аппартаменты, как и около передней; однако левый аппар-
тамент несколько меньше, соответственно форме участка. Дальше—двор, окруженный колоннами, которые образуют коридор, куда выходят задние комнаты, где могли бы жить женщины и где можно было бы поместить кухни.

Верхняя часть постройки подобна нижней, с той только разницей, что зал над передней не имеет колонн, высотой своей достигает кровли и имеет на уровне комнат третьего этажа коридор или балкон, который мог бы также служить и для верхних окон, так
как зал этот мог бы быть двухсветным.

Перекрытие меньшего зала помещалось бы на уровне сводов комнат второго этажа; высота этих сводов равнялась бы двадцати трем футам, а комнаты третьего этажа имели бы плоские потолки на высоте восемнадцати футов. Все двери и окна располагались бы друг против друга и друг над другом, и каждая стена имела бы свою долю нагрузки. Погреба, прачечные и другие хозяйственные помещения располагались бы под землей.

~

НЕКОГДА, по просьбе братьев Франческо и Лодовико графов Триссино, я сделал
следующую композицию для одного из участков в Виченце. Согласно этой композиции
дом имел бы квадратную переднюю, разделенную на три части колоннами коринфского
ордера для придания своду должной прочности и пропорциональности.

По бокам передней предполагались два аппартамента по семи комнат в каждом, считая три мезонина, куда вели бы лестницы, расположенные около маленьких комнат. Высота больших комнат равнялась бы двадцати семи футам, в средних и малых — восемнадцати.

Дальше вглубь помещался бы двор, окруженный лоджией ионического ордера. На фасаде первого этажа колонны должны были быть ионическими и такими же, как во дворе; колонны же второго этажа — коринфскими. Зал Сыл бы совершенно свободным и имел бы тот же размер, что и передняя, а в высоту доходил бы до кровли; к тому же он имел бы коридор на уровне антресолей.

Большие комнаты были бы перекрыты плоскими потолками, средние и меньшие
— сводами. Вокруг двора располагались бы комнаты для женщин, кухня и другие помещения, а под землей — погреба, дровяные склады и другие удобства.

~

ИЗОБРАЖЕННАЯ здесь композиция была сделана мною графу Джакомо Ангарано для его участка в том же городе. Колонны фасада — сложного ордера. Комнаты около передней имеют в длину квадрат и две трети; тут же — маленькая комната, а над ней мезонин.

Далее следует двор, окруженный портиками; колонны имеют тридцать шесть футов
в высоту; позади них—пилястры, которые у Витрувия называются парастатами и которые поддерживают пол второй лоджии. Над ней—еще лоджия, открытая, на уровне верхнего потолка дома и окруженная балконами.

Еще дальше расположен другой двор, точно так же окруженный портиками; первый
ордер колонн—дорический, второй — ионический; в этом дворе расположены лестницы.

Против лестниц—конюшни, и тут же можно было бы устроить кухни и помещения для слуг. Что же касается верхней части, то зал был бы без колонн, и потолок его подходил бы под кровлю. Комнаты имели бы
высоту, равную их ширине, и в верхней части помещались бы маленькие комнаты с мезонинами, как и в нижней. Над колоннами фасада
можно было бы сделать балкон, который в различных случаях оказался бы весьма
удобным.

~

В ВЕРОНЕ около больших ворот, называющихся в просторечье делла Бра, месте примечательном, граф Джованни Баттиста делла Торре предполагал в свое время соорудить
следующую постройку, которая имела бы и сады и все то, что необходимо для удобного и приятного местопребывания. Первые комнаты имели бы своды, а над всеми маленькими помещались бы мезонины, обслуживаемые маленькими лестницами. Вторые, то есть верхние комнаты, имели бы плоские потолки. Высота зала достигала бы кровли, а на уровне антресолей он имел бы коридор или балкон и освещался бы из лоджий и из боковых окон.

~

ТАКЖЕ и для кавалера Джованни Баггисты Гарцадоре, вичентинского дворянина, сделал я следующую композицию, в которой имеются две лоджии коринфского ордера, одна — спереди, другая—позади. Лоджии эти имеют антресоли, также как и нижний зал, который расположен дальше в глубине дома, чтобы летом быть прохладным, и который имеет два ряда окон. Четыре колонны этого зала поддерживают потолок и придают крепость и прочность полу верхнего зала, квадратного, лишенного колонн и имеющего высоту, равную его ширине с прибавлением толщины карниза. Высота сводов в больших комнатах следует третьему правилу для высоты сводов. Своды маленьких комнат имеют шестнадцать футов в высоту.

Верхние комнаты перекрыты плоскими потолками. Колонны верхних лоджий—коринфского ордера и на одну пятую меньше нижних. Лоджии имеют фронтоны, которые (как я говорил выше) придают постройке немалое величие, делая ее выше посредине, чем по бокам, и служат для помещения гербов.

~

ПО ПРОСЬБЕ светлейшего кавалера синьора Леонардо Мочениго я сделал следующую
композицию для его участка, расположенного на берегу Бренты. Четыре лоджии, которые
наподобие рук простираются по полукругу, словно обнимают тех, кто приближается
к дому. По бокам этих лоджий, со стороны, обращенной к реке, расположены конюшни, а сзади, с другой стороны,—кухни и помещения для приказчика и дворецкого.

Лоджия на середине «фасада имеет частые колонны, которые, имея в высоту сорок футов, подкреплены сзади пилястрами шириною в два фута и толщиною в фут с четвертью, поддерживающими пол верхней лоджии. Дальше вглубину находится двор, окруженный лоджиями ионического ордера. Ширина портиков равна высоте колонн без одного диаметра.

Туже ширину имеют лоджии и комнаты, выходящие в сады, с тем расчетом, чтобы
стена, отделяющая одну часть от другой, помещалась посредине для поддержки конька
крыши. Нижние комнаты были бы очень удобны для столовых при большом наплыве гостей
и имеют длину вдвое большую, чем ширину. Угловые комнаты — квадратные и перекрыты пониженными сводами, импосты которых находятся на высоте, равной ширине комнаты, и стрела которых равна трети их ширины. Длина зала равна двум с половиною квадратам. Колонны зала дают должную пропорцию длины и ширины к высоте, причем они имелись бы только в нижнем зале, а верхний был бы совершенно свободным. Колонны верхних лоджий двора—коринфского ордера и на одну пятую меньше нижних.

Вышина верхних комнат равна их ширине. Лестницы выходят во двор, и марши их поднимаются один против другого.

Этой композицией я с Божьей помощью закончил первые две книги, в которых я возможно более кратко пытался собрать и преподать простыми словами и рисунками все то, что мне казалось наиболее необходимым и наиболее важным для хорошей стройки, особливо же для сооружения частных домов так, чтобы в них была красота и чтобы они приносили строителям славу и удобство.

Оглавление:

  1. О соблюдении того, что приличествует частным домам и отвечает их назначению
  2. О расположении комнат и остальных помещений
  3. Об изображениях городских домов
  4. О тосканском атриуме
  5. О четырехколонном атриуме
  6. О коринфском атриуме
  7. О крытом атриуме и о частных домах древних римлян
  8. О четырех колонных залах
  9. О коринфских залах
  10. О египетских залах
  11. О частных домах древних греков
  12. О выборе места для постройки виллы
  13. О размещении строений в вилле
  14. Рисунки вилл некоторых знатных венецианцев
  15. О рисунках, изображающих виллы некоторых знатных особ на материке
  16. О виллах древних
  17. О некоторых композициях в зависимости от различных участков