Административное здание и выставочный центр фирмы М. Кузнецова
Архитектура здания
Кириллов В.В.
Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа).
М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 214 с. 38 ил.
Развитие системы в этом здании идет изнутри — зальное пространство, образованное каркасом, теснит материальную толщу стены, заменяя ее огромными арочными окнами витрин. Сохраняется эклектичный декор (новые декоративные мотивы модерна можно видеть лишь в женских масках на замковых камнях и в завершении пилонов). Лейтмотивом оформления фасадов этого здания становится открытая пространственная форма огромного арочного окна. В доме Кузнецова такое окно используется как выразительный ритмически повторяющийся прием, определяющий основное архитектурное лицо фасада.
Прежняя непроницаемость стен торговых зданий через раскрытие их огромными окнами перерождается в нечто противоположное — появилось ощущение легкости, воздушности, пространственности, выявились укрупненные ритмы конструктивных элементов. Новация этих построек Шехтеля не менее ощутима и внутри, где каркасные конструкции дали возможность создать большие открытые залы, не затесненные массивными столбами, светлые и слитые через большие окна с жизнью улицы. Вместе с тем есть что-то диссонирующее в прозрачной легкости витрин и тяжелой бутафории старомодной декорации. Лаконизм крупной глади стекла противоречит измельченной многопредмётности деталей.
В этой ранней постройке Шехтеля материальная масса еще не сопротивляется напору пространства, уступая ему. «Пробуждение» ее в архитектуре общественных зданий стало заметно лишь с начала 1900-х гг., когда заряженная энергией масса начинает активно противоборствовать развивающемуся пространству.
- Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009 г.