Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Название:
Местонахождение: 13 км от г. Фигалия (Греция)
Создание: 430-420 гг. до н.э.
Архитектор(ы): Иктин

  • В храме - первая из дошедших до нас коринфская колонна. Об истории храма и роли этой колонны в нем можно почитать здесь
  • Также храм интересен тем, он построен вокруг более древнего святилища Аполлона. Сам он обращен на север, но чтобы соблюсти канон, старый вход, обращенный на восток не был заложен.

Архитектура храма

Храм Аполлона Эпикурия в Фигалии (Бассах), Иктином вскоре после 430 г. до н. э., представляет особенный интерес

На месте сооруженного Иктином храма ранее находился небольшой храмик, часть которого вошла в новую постройку. При этом продольная южная стена старого сооружения стала задней стеной целлы нового храма, старая северная стена была снесена, внутреннее помещение было вытянуто в этом направлении, причем главный вход в новый храм был устроен с северной стороны. Старый вход в храмик восточной стороны был оставлен и в новом храме.

Новый храм был невелик по размерам (длина его была 35, ширина 14,30 м). Снаружи это был дорический периптер, имевший с фасадных сторон по шести, а с продольных по пятнадцати колонн. Внутреннее помещение храма состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Устройство целлы было совершенно необычно: в ней вдоль боковых стен находилось по шести перегородок, торцы которых завершались колоннами ионического ордера. Между двумя колоннами, ближайшими к задней стене (на месте сломанной стены храмика), стояла еще одна колонна коринфского ордера. Над ионической колоннаду проходил рельефный фриз. Находившаяся в глубине целлы культовая статуя была помещена не по середине (это место занимала коринфская колонна), а была сдвинута к западной стене и обращена лицом к восточной двери, откуда на скульптуру должен был падать сильный свет. Храм примечателен еще и тем, коринфская колонна, расположенная в нем, самая старая их дошедших до наших дней. Ее центральное местоположение намекает на то, что она имела культово-символический смысл.

Таким образом, в Фигалийском храме можно наблюдать, как при сохранении внешнего облика периптера совершенно перерабатывается внутреннее устройство храма, которое становится абсолютно асимметричным. Вместе с тем, в этом сооружении мы впервые можем наблюдать применение всех трех ордеров в одном здании.

    Источники:

  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • К.И. Рончевский "Образцы древне-греческих архитектурных ордеров" Москва, 1917 г.