Старый музей в Берлине
Загрузить чертежи:
Интерес к древнегреческой культуре возродился в Европе в конце XVIII начале XIX веков. Благородное и возвышенное искусство греческой классики стало предметом восхищения и образцом для подражания. Немецкий архитектор-классицист Карл Фридрих Шинкель сочетал увлечение античными формами со стремлением к лаконичной монументальности.
Прообразом Старого музея служила греческая стоя (открытая колоннада). Здание художественной галереи обращено фасадом к королевской резиденции и замыкает с противоположного конца площадь Люстгартен. Посетители поднимаются на подиум с ионической колоннадой, а затем еще выше – в ротонду. Открытый вестибюль 2-ого этажа с двойной лестницей служит площадкой, с которой открывается впечатляющая панорама города.
«Архитектурные детали и внешняя отделка не должны скрывать основных архитектурных форм»
Карл Фридрих Шинкель
Архитектура старого музея
- Прямоугольный план. Центр прямоугольного в плане здания (86х53 метра) занимает ротонда. Такая композиция диктовалась архитектурной теорией эпохи Просвещения, которая требовала регулярной планировки, ясности и четкости плана и естественной выразительности материалов. Эти идеи пришли на смену чрезмерно перегруженному декоративными деталями стилю барокко и заложили основы рационального подхода к проблеме соответствия декора назначению здания, которая стала определяющей в архитектуре XX века.
- Расположение. Музей обращен фасадом к королевской резиденции, рядом расположен берлинский собор и арсенал. Такое престижное место для художественной галереи по замыслу Шинкеля подчеркивает роль и значение центров культуры.
- Ионические колонны. Длинный ряд из 18 ионических колонн на фасада – подражание форме греческой стои. Стоя – это свободно стоящая колоннада вокруг агоры – места городских собраний в Древней Греции.
- Высокий аттик. Купол ротонды скрыт высоким аттиком. Орлы прусского герба украшают антаблемент.
- Статуи. Статуи аттика символизируют триумф цивилизации над варварством – идеал, к которому, по убеждению Шинкеля, должны стремиться искусство и архитектура.
- Латинская надпись. Латинская надпись на антаблементе гласит: «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году».
- Гранитная ваза. Форма монументальной вазы, сделанной из целого квадра прусского гранита, навеяна античными образцами. Ваза предназначалась для ротонды, но оказалась слишком большой и была перенесена на площадь.
- Широкая лестница. Марш лестницы, ведущей на высокий цоколь, выглядит величественно – он занимает треть ширины фасада. По обе стороны лестницы стоят конные статуи.
- Пространство площади. Гармоническое единство монументального здания музея и огромной площади выявляет интерес Шинкеля к формообразующей роли монументальных зданий в городской планировке.
- Росписи на стенах. Когда-то стены за колоннадой были покрыты росписями, которые изображали триумф Зевса и развитие искусства. Был утрачены в 1945 году. Сейчас это пространство покрывает роспись, изображающая огромную красную кладку.
- Вестибюль. Колонны главного вестибюля поднимаются на высоту двух этажей. Оттуда открывается вид на площадь.
- Кессонированный купол. Свет в ротонду проникает сверху, через круглый проем, прорезанный в центре кессонированного купола. Это вдвое уменьшенная копия купола Пантеона. Ротонда, в которой выставлена скульптура, — центр архитектурной композиции. Залы художественной галереи образуют анфилады вокруг двух открытых двориков.
- Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
- Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.