Мавзолей в Галикарнасе / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Мавзолей в Галикарнасе

Название:
Местонахождение: Галикарнас, Кария, Бодрум (Турция)
Создание: 359 г. до н.э.
Архитектор(ы): Сатир и Пифей. Скульпторы: Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.
Основатель/Заказчик: супруга  Мавсола Артемисия III (что примечательно, начала строить за 6 лет до смерти мужа)))

  • Входит в 7 чудес света.
  • Являестя гробницей-памятником карийского правителя Мавсола.
  • Гробница дала название всем последующим сооружениям этого типа - мавзолеям.

Архитектура сооружения

Опустошительные войны IV в. до н. э. приносят Греции оскуднение, и некоторые первоклассные художники принимают заказы далеко за пределами родины. Из созданных ими произведений наиболее интересен мавзолей в Галикарнасе.

В конце первой половины IV в. до н. э. правителем Карии был просвещенный, приверженный греческой культуре, династ Мавсол. По словам римского архитектора Витрувия (VIII, 11–13), Мавсол «обратив внимание на то, что Галикарнас является естественно укрепленным местом, удобной гаванью и выгодным рынком, основал свою резиденцию. Это место напоминает вогнутый выгиб театра. И вот в самом низу вдоль порта был устроен форум; на середине же высоты выгиба, на месте крутого прохода, сделана просторна широкая улица, по середине которой построен мавзолей такой превосходной работы, что считается в числе семи чудес света. На вершине крепости, по середине ее — храм Марса… На вершине правого крыла -храм Венеры и Меркурия у самого источника Салиакиды… Храм Венеры и… источнику на правой стороне соответствует на левом крыле царский дворец, расположенный Мавсолом по собственному его замыслу».

Упоминаемый Витрувием как одно из семи чудес света мавзолей (или мавсолей) представлял собой пышный надгробный памятник Мавсолу . Это наименование позднее стало нарицатеным названием всех богатых намогильных построек. Сооружение Галикарнасского мавзолея, начатое при жизни Мавсола, после его смерти, последовавшей в 353 г. до н. э., было завершено его женой Артемисией.

Строителями Галикарнасского мавзолея были архитекторы Пифей и Сатир. Первому, кроме того, приписывали скульптурную группу, увенчивавшую мавзолей. В исполнении обильных скульптурных украшений принимали участие лучшие ваятели Греции того времени: Скопас, Тимофей, Бриаксид и Леохар.

Мавзолей представлял собой прямоугольную в плане двухъярусную постройку. Первый этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии, второй был предназначен для культа героизованных, по обычаям того времени, покойников. Снаружи первый этаж был обнесен сплошной стеной, по верхнему краю которой проходил рельефный фриз. Стена первого этажа служила цоколем для колоннады второго яруса. на длинных сторонах здания стояло по одиннадцати, на коротких по девяти колонн ионического ордера, поддерживавших антаблемент со сплошь покрытым рельефами фризом. Возвышавшаяся над антаблементом крыша имела вид ступенчатой пирамиды, увенчанной колоссальной скульптурной группой, представлявшей Мавсола и Артемиссию на колеснице, запряженной четверкой коней.

Помимо упомянутых скульптур, мавзолей был украшен большим количеством статуй, расположенных между колоннами второго этажа по краям крыши и около здания.

Внутри здания в первом этаже потолок поддерживали пятнадцать столбов, грани которых имели вид антов дорического ордера. Во втором этаже находились тоже пятнадцать колонн коринфского ордера.

Таким образом, в мавзолее, как и в некоторых других постройках конца V — первой половины IV вв. до н. э., применялись все ордера. Кроме того, следует отметить, что в этой постройке, ряду с типично греческой, поддерживающей антаблемент ионической колоннадой, имеется мотив ступенчатой пирамиды, чуждый греческому зодчеству и вместе с тем свойственный архитектуре классического Востока.

Не эллинским является также назначение Галикарнасского мавзолея. Все более ранее ранние произведения греческой архитектуры представляли собой как правило общественные здания, которые были предназначены для удовлетворение потребностей граждан республиканского полиса. В мавзолее резко выступает совершенно иная задача — увековечить память правителя, что еще больше сближает это сооружение с зодчеством Востока.

Мавзолей простоял неповрежденным до XII в., когда сильно пострадал от землетрясения, после чего был использован рыцарями ионитами в качестве материала для постройки укреплений Будруна (на месте Галикарнаса).

    Источники:

  • "Greek Architecture" by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • А.А. Нейхардт, И. А. Шишова "Семь чудес древнего мира" Издательство "Наука", Москва 1966 г. Ленинград