Конкурс на проект здания для театра в Ахшабаде / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Конкурс на проект здания для театра в Ахшабаде

Название:
Местонахождение: Ашхабад (Туркменистан)
Создание: Проведение конкурса - 1934 г.
Стиль: Советский конструтивизм
Архитектор(ы): Владирим Щуко, Алексей Щусев

Проект академика архитектуры И. А. Фомина и архитектора М. Л. Минкуса

Задание определяло комплекс трех связанных в одно целое театров: зимнего театра с зрительным залом на 1 500 чел., летнего с открытым амфитеатром на 2 000 чел. (оба театра должны были обслуживаться общей сценой) и третьего, малого театра на 800 чел. с отдельной сценой. Малый зал должен был служить и для торжественных собраний. Залы всех трех театров в этом проекте решены в форме секторов.

В большом театре сектор зрительного зала с уступообразными боковыми стенами.

Зал отнесен на второй этаж. Кассовый вестибюль сравнительно небольших размеров. Просторный светлый гардероб со своеобразно решенными двусторонними вешалками и открывающимися отсюда светлыми лестницами. Лестницы с короткими промежуточными маршами не особенно удобны. Две парадные трехмаршевые лестницы. выводящие в главное фоне, поставлены не вполне удачно в затесненных из-за выступающего вестибюля местах. Уборные как в первом, так и во втором этажах излишне на виду. Фойе второго этажа просто и хорошо. Места в зале большого театра размещены в виде пологого амфитеатра и двух балконов, причем верхний балкон значительно нависает над нижним. По уступам боковых стен расположены в два ряда короткие, наклонные к сцене балконы. Просцениум глубокий с двумя самостоятельными карманами. Сцена общая для зимнего и летнего театров, открывающаяся двумя одинаковыми порталами (16 м) в тот и в другой зал. Максимальное удаление зрителя от портала 34 м. По обе стороны каждого из порталов удобные карманы, разделенные в глубину друг от друга лестничными клетками. Довольно глубокий двухярусный механизированный трюм. Планшет оборудован двумя вращающимися независимо друг от друга дисками и кольцом Удобно в отношении сцены расположены на уровне планшета помещения дежурных декораций. Так же удобно размещены и артистические уборные.

Очень схоже с большим театром решен и малый театр Сцена малого театра значительно меньших размеров, но оборудована вполне по-современному.

Амфитеатр летнего театра в передней части размещен между двумя выступающими крыльями сценической части большого театра, в задней части — окружен колоннадой. Перед порталом летней сцены на оставшихся свободными треугольниках расположены сильно развитые боковые игровые площадки. Нельзя признать вполне удачным решение летнего амфитеатра в таком виде, когда он с боков наполовину закрыт и передние зрители лишены возможности свободно обозревать окружающий ландшафт.

Архитектура главного фасада решена скромно, с хорошими пропорциями. Удачно привязано крыло малого театра к основному объему зимнего театра, симметричный уступчатый силуэт которого хорошо скомпанован. Вся архитектура театра очень воздушна, соответствует южному климату и рассчитана на сильное солнечное освещение. Окружение летнего амфитеатра легкой аркадой и интересно поставленными открытыми прямыми и полукруглыми лестницами усиливают общее впечатление южной архитектуры.

Проект академика А. В. Щусева

Здание представляет комплекс трех театров: большого зимнего, летнего и малого; кроме того, сюда входят: театральная студия с зрительным валом на 350 чел., ряд комнат для занятии и аудиторий и другие помещения, занимающие правое крыло. Весь комплекс решен в виде цельного здания. В противоположность рассмотренному выше проекту Фомина и Минкуса, данному зданию придан симметричный вид, что обеспечило большую значительность архитектуры.

По главной оси расположены большой театр, общая сцена и летний театр; в левом крыле — малый театр с самостоятельным боковым входом и в правом крыле — театральная студия. Главный вход и в плане и по фасаду сильно подчеркнут трехарочным порталом-лоджией. Из лоджии проход через кассовый вестибюль в гардероб. Ко-лоннадный гардеробный вестибюль решен красиво, просто и удобно. Против входов из него перед зрителем открывается центральная парадная лестница, выводящая во второй этаж, на уровень партера зала. Дополнительные, несколько удаленные от гардероба четыре боковые нарядно решенные лестницы также ведут на второй этаж и на уровень балкона. Зрительный зал — почти квадратной формы, с прямолинейно расположенными местами, окруженными колоннадой, поддерживающей верхний балкон. Главное фойе, оно же музей-выставка, обращено в переднюю лоджию, откуда есть выход на террасы боковых крыльев. Холл, окружающий центральную лестницу, освещается верхним светом.

Сцена с хорошо развитыми карманами ограничена двумя одинаковыми порталами, обращенными в сторону зимнего и летнего театров. Летний театр представляет круглый в плане зал, открытый сверху и застроенный с боков и сзади. Это своеобразное решение не раскрывает театра наружу и отрезает зрителя от окружающего ландшафта, что в данном случае вряд ли целесообразно. Проход в летний театр с заднего фасада решен почти с такой же парадностью, как и главный вход.

Зал малого театра, круглый в плане, сильно урезан просцениумом с хорошо разработанной сценой. Интересно и очень парадно решены лестницы по бокам зала, имеющие, пожалуй, излишне большие габариты, не соответствующие их значению.

Архитектура главного фасада  очень богата. Так же богата и архитектура боковых и заднего фасадов. Аркатура боковых крыльев и боковых фасадов вместе с рядом декоративных элементов национального характера придает зданию восточный колорит. В архитектурном отношении наиболее выразительным является центр главного фасада, состоящий из трех огромных порталов, украшенных сплошь барельефами и увенчанных скульптурными группами. Вытянутые узкие арки боковых крыльев создают интересный контраст с широко решенным центральным портиком и широкими каменными устоями угловых частей. Эффектны вынесенные наружу ажурные колоннадные галереи боковых фасадов. В общем здание решено монументально с большой архитектурной насыщенностью.

Проект академика В, А. Шуко, архитекторов  В. Г. Гельфрейха и О. В. Щуко

Первоначальный вариант представляет комплекс из зимнего и летнего театров, объединенных общей сценой. Через аркады перед театром, а также и с двух боковых сторон его посетители проходят во внутренние дворы, отвечающие по архитектуре южному характеру здания и служащие наружными фойе. В боковые дворы выходят открытые лестницы со второго этажа театра. Через двор с переднего фасада главный вход в театр. Гардеробы партера и балкона дифференцированы. Перед главным входом в центре расположена открытая двойная парадная трехмаршевая лестница. В первом этаже размещены гостиные и просторные курительные. Проход в зрительный зал — через окружающий его коридор. Круглый зал в нижнем ярусе урезан на ширину этого обходного коридора, над которым расположены ряды балкона, немного выступающего в зал. Места размещены партером с крутым амфитеатром и с одним балконом. Перед порталом довольно глубокий просцениум и круглые игровые площадки по бокам. Зрительный зал перекрыт сферическим куполом, придающим залу несколько восточный вид. Сцена — просторная, хороших размеров, по оси ее поставлены карманы. Летний театр, решенный в виде открытого, полукруглого, слегка вытянутого к сцене амфитеатра, окружен с боков короткими крыльями, а сзади открытой колоннадой; парные колонны восточного рисунка. Сценический портал со стороны летнего театра обработан в виде большой восточного характера арки.

Внешняя архитектура раскрывается со стороны главного фасада через пять больших арок, забранных в нижней половине легкими ажурными колоннами. Такими же ажурными сделаны и своеобразные опоры больших арок. Поверху здание увенчано сквозным аттиком. Через аркаду виден главный фасад. В целом архитектура как в общих массах, так и в деталях отличается торжественностью и восточным колоритом. Ажурные колоннадные пояса составляют красивый контраст с поверхностью гладких стен. Боковые фасады менее торжественны, но также нарядны и по характеру архитектуры хорошо увязаны с главным фасадом.

Последующий вариант проекта академика В, А. Шуко, архитекторов  В. Г. Гельфрейха и О. В. Щуко

Проект, выполняемый в натуре, представляет лишь один зимний театр и значительно сокращен в сравнении с предыдущим вариантом по общему объему. Со стороны главного фасада сохранился один передний двор, раскрывающийся тремя арками. Из кассового вестибюля проход в основной и в два боковых гардероба. Открытая главная лестница поставлена в центре и начинается широким средним маршем со стороны зала. Две просторные курительные комнаты расположены по бокам. Удобно поставлены туалетные и уборные. Круглый в плане зрительный зал решен так же, как в предыдущем проекте, с обходным коридором, над которым расположен балкон. Просцениум не имеет боковых площадок. Места расположены партером, амфитеатром и на одном балконе. По бокам театра не совсем оправданный узкий коридор, необходимый лишь для образования верхней ажурной колоннады. Сцена по проекту ннженера-архитектора Экскузовича и в плане, и по разрезу решена очень хорошо. Глубокий трюм снабжен вращающимся барабаном и подъемными планами. Удобно расположены склады декораций. Большое количество артистических уборных хорошо размещено на уровне планшета. Просторное двусветное фойе обращено в сторону переднего двора.

Внешняя архитектура осталась прежняя, причем значительное сокращение объема здания не отразилось сколько-нибудь отрицательно на общей выразительности и парадности архитектуры. Восточная акцентировка усилена слегка стрельчатыми (вместо полукруглых) основными наружными арками, мозаичной разработкой стен и введением орнаментального пояса.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин "Театры" Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.