Хрустальный дворец Пэкстона / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Хрустальный дворец Пэкстона

Название: Crystal Palace (en)
Другие названия: Стеклянный дворец / Дворец Пакстона / Кристал Пэлас
Местонахождение: Лондон (Великобритания)
Создание: 1850—1851 (для Всемирной выставки в Лондоне), 1852—1854 (в Сайденхем-Хилле), сгорел в 1936
Архитектор(ы): Джозеф Пэкстон

Лондонский Хрустальный дворец был возведен в эпоху бурного развития промышленного производства. Дворец задумывался как павильон для Первой международной (Всемирной) выставки промышленных достижений, организованной в 1851 году в лондонском Гайд-парке. Впервые было воздвигнуто огромное здание из стека, железа и дерева.

В основе проекта лежал самый рациональный способ строительства – сборка сооружения из серийных стандартных элементов (их произвели на бирмингемских заводах). Неординарное инженерное решение позволило значительно снизить расходы на строительство и возвести здание в сжатые сроки.

Появление Хрустального дворца ознаменовало своеобразный переворот в истории архитектуры – с тех пор немалую роль в определении облика здания стал играть инженер-конструктор. После выставки дворец был разобран, а позже на общественные пожертвования восстановлен на юге Лондона в Сайденхеме, где простоял до пожара 1936 года.

Архитектура дворца Пэкстона

  1. Первый набросок. Архитектор Джозеф Пэкстон приступл к работе над проектом Хрустального дворца, когда узнал, что Выставочный комитет отверг все 233 проекта, представленные на конкурс в апреле 1850 года. Свой первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, после посещения места будущего строительства. К 24 июня были готовы чертежи для строительной компании. Проект был одобрен Выставочным комитетом 26 июля. Уже 30 июля начались подготовительные работы, а 26 сентября и само строительство. Возведение здание завершилось 1 февраля 1851 года, к открытия выставки.
  2. Каркас. Для сборки каркаса были изготовлены стандартные элементы из чугуна, сварочного железа и дерева. Опорные колонны размещались по периметру здания с интервалом 7,3 метра. Пэкстон разработал оригинальную конструкцию крыши и перекрытий, состоявшую из профилированных деревянных элементов, собранных в фермы с помощью литых скоб и кованых затяжек. С каждого участка крыши размером 7,3 на 7,3 метра дождевая вода стекала по деревянным желобам в пустотелые чугунные колонны.
  3. Стол и скатерть. Пэкстон, объясняя суть придуманных им конструкций, сравнивал жесткий внутренний каркас со столом, а кровлю из стекол, заключенных в деревянные переплеты, — с ажурной скатертью.
  4. Цилиндрический свод. Цилиндрический свод полностью перекрывал центральный трансепт. Под сводом высились огромные вязы Гайд-парка – павильон возовдили прямо над ними. В здании, восстановленном в Сайденхеме, деревянные арки свода заменили на металлические.
  5. Смета. Заказчик предложил заключить контракт на «возвратной» основе: хотя сметные расходы оценивались в 150 тысяч фунтов, он выплачивает только 80 тысяч, а конструкция после демонтажа переходит в собственность исполнителя.
  6. Логистика. Развитие сети железных дорог ускоряло транспортировку готовых деталей и строительных материалов, что значительно сокращало сроки строительства.
  7. Вентиляция. Механически управляемые вентиляционные решетки позволяли регулировать поток воздуха. В жаркую погоду съемные полотняные тенты на стеклянной крыше смачивались водой.
  8. Остекление. Для остекления крыши и верхних ярусов стен были использованы огромные для того времени стеклянные листы 120х25 см, вставленные в деревянные рамы.
  9. Метод строительства.  Метод строительства из сборных конструкций возник в викторианскую эпоху. Он основывался на новейшем достижении промышленности – массовом производстве деталей, из которых на строительной площадке монтировалось здание.
  10. Декор. Декоративные элементы использовались лишь для внешнего оформления. Арки и круглые окна, остроконечные башенки и решетки под кровлей подчеркивали ритм и симметрию фасадов.
  11. Внутренняя арматура. Арматура внутри здания была окрашена в те же цвета, что и фермы. Изящный внутренний каркас и покрытие из стекла пропускали в здание максимум естественного света, экономя средства на искусственное освещение.
  12. Международный дворец индустрии. Принц Альберт, супруг королевы Виктории, был вдохновителем и организатором Всемирной выставки 1851 года. Он называл ее «истинным мерилом и ярким свидетельством вершины развития всего человечества». В экспозиции был представлен весь спектр новых промышленных изделий и технологий. За первые пять месяцев ее посетило более 6 миллионов человек.