Часовня Сент-Шапель на острове Сите / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Часовня Сент-Шапель на острове Сите

Название:
Местонахождение: Париж (Франция)
Создание: 1242 - 1248 гг.
Стиль: Готика

Часовня Сент Шапель в Париже, вид снаружиДворец Сите, с X по XIV века резиденция и центр власти французских королей, включает в себя Сент-Шапель и Консьержери, вклинившиеся в современный Дворец Правосудия.
Сент-Шапель построена между 1242 и 1248 годами по повелению Людовика IX (царствовавшего с 1226 по 1270 годы и впоследствии ставшего Людовиком Святым) для хранения реликвий Страстей Христовых. Среди них самая знаменитая реликвия — Терновый венок, купленный в 1239 году по цене, которая значительно превосходила строительство самого здания.

Святые реликвии принадлежали императорам Константинополя с IV века. Купив их, Людовик IX поднял авторитет Франции и Парижа, который стал в глазах средневековой Европы «Новым Иерусалимом» и, следовательно, второй столицей христианства. Во время Революции Сент-Шапель, символ королевской власти по Закону Божьему, подвергся многочисленным повреждениям.
Витражи, однако, остались на своих местах. С 1846 года началась большая работа по реставрации здания, которая и придала памятнику его современный вид.

Изначально реликвии были помещены в верхней капелле. Только короли, их родственники и коллегия каноников имели к ним доступ через внешнюю террасу, также связанную с дворцом. Нижняя капелла была местом для богослужения дворцового персонала. проект по образцу базилики с полукруговой апсидой очень прост. Он послужил моделью для других Святых капелл, в том числе капелле в Венсенне и Шатодене.

Нижняя капелла

Нижняя капелла часовни Сен-Шапель в Париже

В портале посетителей встречает Статуя Девы, покровительницы храма. Внутри восстановление полихроматического рисунка, как и скульптурный декор портика, восходит к реставрационным работам XIX века. В апсиде следа над дверью бывшей ризницы фреска XIII века иллюстрирует Благовещенье. Это самая древняя настенная роспись в Париже.

Пониженный свод держится на сквозных распорках, соединяющих колонны боковых нефов с боковыми стенами. Их оживляют трехлопастные слепые аркатуры и 12 барельефов с изображениями апостолов. На колоннах и на своде в чередовании с башнями на пурпурном фоне можно увидеть французские лилии на лазурном фоне и герб королевы Бланки Кастильской, матери Людовика IX.

Верхняя капелла

Верхняя капелла часовни Сен-Шапель в Париже
Этот воистину монументальный ковчег получил роскошное убранство. дополняют друг друга скульптуры и витражи, которые восславляют Страсти Христовы и создают впечатление пребывания в Иерусалиме Небесном, купающемся в свете и красках. С момента постройки стеклянные витражи Сент-Шапель способствовали ее прославлению.

1113 сцен, изображенных на 15 витражах, повествуют об истории человечества от Происхождения Мира до Воскрешения Христа. Четырнадцать витражей иллюстрируют сцены из Библии и читаются слева направо и снизу вверх.

Витраж истории реликвия Страстей Христовых

Единственный витраж, который читается бустрофедоном. В нижней части стрельчатых арок он повествует о находке реликвий Святой Еленой в Иеруса   лиме и об их прибытие во Французское королевство.

Статуя Святого Петра

Верхняя капелла часовни Сен-Шапель в ПарижеЯвляется оригиналом, как и 5 других статуй апостолов. Святой держит ключи от врат рая. Статуи 12 апостолов — «столпов Церкви», символично размещены в нефе на спуске сводов и пересечении стрелок. Они являются свидетельство парижской скульптуры 1240-1260 годов и несут отпечаток гармонии и идеализированных образов святых.

Большая рака

Содержи 22 реликвии Страстей Христовых, среди них обломок Истинного Креста и Терновый Венок, которые некогда были выставлены на кафедре и погибли во время Революции.

Сохранившиеся реликвии сегодня хранятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери.

Западная роза

Западная готическая роза капеллы Сент-Шапель

Иллюстрирует пророческую книгу Иоанна Богослова, Апокалипсис, символически изображенный напротив Страстей Христовых в осевом витраже хора. В центре розы Христос возвращается в славе, чтобы судить живых и мертвых в конце Света.

100 капителей

Капители слепой аркатуры капеллы Сент-Шапель

Капители боковых стен, украшенные орнаментом в виде листьев, не повторяются ни разу.  У угловых камней аркатур ангелы, изображенные в четырехлистных орнаментах, воспроизводят 42 сцены мучений.