Палаццо Ручеллаи / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Палаццо Ручеллаи

Название: Palazzo Rucellai (it), Palazzo Rucellai (en)
Местонахождение: Флоренция (Италия)
Создание: 1446 - 1451 гг.
Стиль: Ренессанс
Архитектор(ы): Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино
Основатель/Заказчик: Джованни Ручеллаи

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Ручеллаи, характерный тип дворцовых построек, — капитальная работа Альберти. Начатое в 1446 году по заказу флорентийского патриция Джованни Ручеллаи, здание это было закончено уже пять лет спустя — в 1451 году, что, принимая во внимание размеры постройки, ее высокую художественную ценность, а также сложную технику строительных процессов, представляло по тем временам чрезвычайно короткий срок. Большая часть подобного рода построек затягивалась на десятки лет и часто заканчивалась уже по смерти автора, что нередко приводило к искажениям и стилистическим нарушениям первоначального замысла.

В палаццо Ручеллаи Альберти принадлежит лишь архитектурный проект, строительные же работы производил зодчий Бернардо Росселлино. При подобном расчленении творческого процесса, учитывая колоссальную ответственность воспроизведения здания в натуре, необычайную тонкость и художественность деталей и архитектурных элементов сооружения, производитель работ должен был обладать большими знаниями. Росселлино такими знаниями располагал — он был первоклассным архитектором и создал ряд замечательных построек. Безусловно, Росселлино вносил в сооружения целый ряд коррективов и изменений.

Палаццо Ручеллаи являет собой новый, чрезвычайно важный этап в процессе архитектурной эволюции дворцовых сооружений раннего Ренессанса. На примере этого произведения можно проследить особенности творчества Альберти, его стиль и манеру, понять те качественные изменения, которые претерпело зодчество Тосканы с момента зарождения нового стиля.

Палаццо Ручеллаи дает возможность четко установить, с одной стороны, последовательность Альберти в применении античных форм, столь отличающую его от предшественников и имеющую своим основанием углубленное знание наследия античной древности, а с другой стороны — те архитектурные моменты, которые при дальнейшем развитии послужили отправными положениями для зодчества высокого Ренессанса.

Фасад палаццо в своем настоящем состоянии представляет лишь часть первоначального сооружения. Пристройка соседних зданий в значительной мере нарушила его целостность.

Прямой фасад разбит горизонтальными поясами на три этажа. Общая архитектурная схема несложна: рустованная стена, ритмически разбитая пилястрами; обычный для тосканских палаццо богатый нависающий карниз. Однако в этой простоте выявляются изысканность форм и четкость пропорций.

Палаццо Ручеллаи, представляя собой здание, носящее общие черты, характерные для флорентийских дворцов раннего Ренессанса, отличается вместе с тем новой трактовкой стенной плоскости, которая решается как система пилястр, поддерживающих междуэтажные пояса. В палаццо Ручеллаи заметно возвращение к наследию римского зодчества, широко применявшего этот, по существу греческий, прием.

Идея «контрапоста» — динамического сочетания несущих вертикалей (в данном случае — пилястр) и горизонтальных нагрузок (пояса) лежала в основе греческой античной архитектуры.

Для зодчества Ренессанса это новшество. Бесспорно, однако, что Альберти широко развил мотив, намеченный ранее его учителем Брунеллески в фасаде палаццо дель Парте Гвельфа. Там одной пилястрой объединялись два этажа, здесь же Альберти применил пилястры как элемент, модулирующий отдельные этажи здания. Действительно, пилястры нижнего этажа у него дорические, среднего — ионические, в верхнем же этаже — коринфские.

Ярко обозначенный прием модулирования этажей впервые применен Микелоццо в палаццо Медичи-Рикарди, но там этот прием выражен посредством различной фактуры камня, сгущающейся книзу. Оставаясь верным принципу ритмического разряжения снизу вверх, Альберти выразил идею посредством ордеров пилястр, чему способствует введение в первом этаже небольших квадратных окон, усиливающих общий массив стены. Этот момент характерен вообще для флорентийских палаццо. Совершенно по-новому трактуются и междуэтажные пояса.

Оставаясь верным античным примерам, Альберти вместо относительно слабо выраженных карнизов палаццо Рикарди вводит чисто античное членение поясов на архитрав, фриз и карниз.

Вторым существенным моментом является подход к рустичной поверхности, знаменующий собой новый этап в развитии флорентийского «рустичного» стиля, а именно возникновение той его разновидности, которая получила в истории архитектуры термин «неорустика».

Брунеллески трактовал рустик как грубый, неотесанный камень со сколотой, неровной поверхностью. Микелоццо ввел трехступенную градацию рельефа, Альберти же останавливается на камне с гладкой, шлифованной поверхностью, правда разных размеров, но с правильной перевязкой глубоко врезанных швов. Ребра отдельных камней слегка сглажены. Различная величина камней и проистекающее отсюда случайное расположение швов придает стене элемент живописности.

В палаццо Ручеллаи следует отметить удачное решение цокольного основания. До Альберти зодчие Ренессанса не уделяли достаточного внимания этому элементу, и цоколь зачастую или почти совсем отсутствовал, или был очень слабо выявлен (палаццо Питти).

Тяжеловесная величественность флорентийских палаццо не получала достаточно крепкой опоры. В данном случае Альберти остроумно ввел в композицию систему скамеек, придающую зданию устойчивость, столь необходимую ему при плоскостном решении фасада.

Палаццо Ручеллаи намечает перелом в зодчестве раннего Ренессанса. Признаки этого перелома следующие: величавые, прекрасные в своей простоте, суровые дворцы-крепости флорентийских вельмож сменяются сооружениями, по-прежнему гордыми и монументальными, но уже таящими в себе черты изящества и парадной красивости.

Аскетическая скромность палаццо Брунеллески мало-помалу уступает место усложненной игре форм и соотношений. Правда, по-прежнему логична и последовательна взаимосвязь архитектурных элементов, но самые формы выискиваются и прорисовываются тщательнее, античное влияние сказывается определеннее, сильнее как в основных композиционных приемах, так и в архитектурных деталях. Конечно, нет и речи о копировании и по-прежнему дает себя знать обаяние и специфика флорентийской школы. Во всем чувствуется коренная творческая переоценка.

Пропорции пилястр и оконных колонок палаццо Ручеллаи далеки от античных; окна также решены в плане традиций тосканского зодчества. Капители, фризы и другие архитектурные детали вполне оригинальны и неизменно носят на себе печать творческой индивидуальности автора. Но вместе с тем какое колоссальное стилистическое отличие рваного камня и простых балюстрад палаццо Питти от «неорустики» и изящных карнизов палаццо Ручеллаи.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • Источник: И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса” 1936 г.; Изд-во: ОГИЗ