Дом Ботинес / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Дом Ботинес

Название:
Местонахождение: Леон (Испания)
Создание: 1892 г.
Стиль: Испанский модернизм, Модерн
Архитектор(ы): Антонио Гауди
Основатель/Заказчик: предприниматель Фернандес-Андрес

История

Предприятие Фернандес-Андрес, наследовавшее Омс-и-Ботинас (фамилия, содержащая слово «ботинес», произносимое на испанский манер, под которым и стало известно здание), через посредничество Эузеби Гуэля поручило Антонио Гауди строительство здания в Леоне.

Работы, начатые в 1892 году, были завершены спустя десять месяцев. Над торжественным порталом двери архитектор поместил скульптуры Святого Георгия, убивающего дракона, выполненную в реалистической манере.

Архитектура

Отдельно стоящий жилой дом со складскими и торговыми помещениями, почти прямоугольный в плане, и своей стилизацией под средневековье напоминающий Епископский дворец в Асторге.

В Доме Ботинес. Построенном в старой части Леона, Гауди постарался преодолеть исторически сложившийся стиль, предложив современную архитектурную концепцию, в которой тесно переплелись функциональные, конструктивные и художественные аспекты.

В здание семь этажей. Предназначенных для разных нужд: в полуподвале располагался склад, на цокольном этаже – магазин, на первом этаже – квартира хозяев, другие два сдавались в аренду, на чердаке находилась кладовая и комнаты прислуги.

Надземные этажи держатся на несущих стенах, а конструкция подвала включает железные опоры толщиной всего 18 см, позволившие Гауди создать планировку без перегородок, оптимально подходящую для торгового помещения.

Наружные стены образованы блоками из местной гранитной породы серого оттенка, выложенными нерегулярными рядами. Все четыре угла здания завершены круглыми башнями, визуально смягчающими углы и облегчающими внутреннее освещение помещения. Крыша выложена серыми шифером, традиционным материалом, хорошо защищавшим от снега и дождя, и ее шесть световых фонарей обеспечивают освещение внутренних дворов.

В отсутствии Гауди стройкой руководил Клаудио Алсина, поместивший над главным входом единственную скульптуру, статую работы барселонского скульпторов Антонио Канто и Лоренсо Матамалы «Святой Георгий, сражающийся с драконом».

Вход преграждает внушительная железная решетка с фигурой льва – аллюзия на название города.
В 1931 году этот дом приобрел Сберегательный банк и касса взаимопомощи Леона, позднее, после реставрации 1994-1996 годов здание было отдано под нужды Сбербанка Испании.
В 1969 году здание объявлено памятником культуры национального значения. С 1999 года включено в маршрут паломничества по Дороге Святого Иакова.