Испания. Барселонское модернисмо / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Испания. Барселонское модернисмо

Альберт Гарсия Эспуче

Плафон дворца Каталонской музыки (1905-1908), архитектор Луис Доменик-и-Монтанер

Когда в конец XIX века в Барселоне снесли древние укрепления, чтобы освободить пространство для растущего города, воздвигнутые на их месте здания стали своеобразными вехами в истории градостроительства.

В 70-е годы позапрошлого столетия по мере возведения жилых кварталов для средних слоев вокруг знаменитой артерии города Пасео де Грасия начала формироваться новая Барселона. Реконструкция и дальнейшее развитие этой части города положили начало каталонскому варианту ар нуво, получившему название «модернисмо». К 1900 году, времени расцвета стиля модерн, новый город уже был спланирован. Вокруг центра, известного как Эшапль (куда входили Пасео де Грасия и прилегающие к ней улицы), с его престижными постройками, расположились более скромные жилые дома, а также крупные здания — больницы, тюрьма, скотобойни, промышленные предприятия.

В этом районе «модернисмо» нашел свое воплощение в крупных комплексах, таких, как больница Сан-Пау на окраине города, а в центре — в элегантном районе, примыкающем к Пасео де Грасия, прозванном «Золотой квадрат». Здесь было построено много особняков, некоторые из них, такие, как созданный Гауди Каса Мила, более известный под названием «Ла Педрера», выросли на месте прежних построек.

Наряду с проектированием новых жилых районов архитекторы модерна совершенствовали и украшали старые здания. Знаменитые резиденции в стиле ар нуво на Пасео де Грасия, такие, как Каса Ллео-Морера, Каса Аматллер и Каса Батльо, созданные Доменик-и-Монтанером, Пуч-и-Кадафальком и Гауди, являются перестройками старых зданий. В новом стиле отделывались и дорогие магазины, расположенные в нижних этажах этих домов.

Мозаика потолка Каса Ллео-Моррера в Барселоне, архитектор Хосеп Пей (1905-1906)

На рубеже XIX-XX веков стиль модерн проник во все области художественного творчества. В нем была выдержана не только обстановка домов представителей среднего класса. Сегодня в музеях Барселоны можно любоваться прекрасными картинами, рисунками и скульптурами таких каталонских художников модернистов, как Рамон Касам, Сантьяго Русиньол и Хуан Льимона.

Богатое убранство интерьеров словно продолжало изысканное оформление фасадов, перекликающееся внутренним декором. Оригинальные камины, двери, окна, полы и потолки выполнены с удивительным мастерством. Столы, кровати, буфеты, ширмы и другая мебель великолепно вписывались в интерьер вместе с такими элементами убранства и аксессуарами, как светильники и дверные ручки.

Ведущие архитекторы модерна достигли совершенства в создании подобной «единой среды». Они работали в содружестве с художниками и ремесленниками, изготавливали предметы обстановки, выдержанные в этом стиле до мельчайших деталей. Яркие образцы такого подхода — Каталонский дворец музыки и больница Сан-Пау архитектора Доменик-и-Монтеанера.

Двойное кресло, художник Жоан Бускет-и-Хане

Однако Доменик и его современники — Гауди, Кадафальк, Рафаэль Масо и Хосеп Мариа Жужоль — проявляли не меньшее мастерство и при создании более скромных образцов «интегрального стиля». Замечательный тому пример — это Каса Ллео-Морера. В крошечном «пяточке» с неровными, рванными очертаниями Доменик-и-Монтанер столкнулся с трудной задачей: преобразил старое здание, превратив его в шедевр новой архитектуры. Искусно использовал особенности строительной площадки, он вместе с группой художников и рабочих занялся отделкой здания как снаружи, так и изнутри: заново были созданы все элементы декора — от витражей и скульптур до кровли и мебели. В результате скромный дом стал настоящим дворцом.

Существует много примеров поразительного мастерства каталонских архитекторов и художников модерна. В созданной Гауди «Ла Педрера» восхищает талант создателя лепных потолков и каменных колонн — Жужоля, который даже обыкновенную бронзовую чернильницу сумел превратить в маленький шедевр.

История стиля модерн. Ар нуво. Сецессион. Югендстиль, etc…

  1. Универсальная эстетика ар нуво
  2. Апофеоз фантазии
  3. Египет. От Гора до «Аиды»
  4. Бельгия. Дом как единое произведение искусства
  5. Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
  6. Россия. «Северное возрождение»
  7. Испания. Барселонское модернисмо
  8. Куба. Мифология и искусство каменщиков
  9. Аргентина. Эстетическая революция